Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 11 (233), 2024 г.



Вячеслав Куприянов
Райские птицы поэзии

М.: Издательство Евгения Степанова, 2025


Поэтическое мышление Вячеслава Куприянова по-новому открывается читателю в этой маленькой книге, вышедшей в серии «Авангранды». Что удивительно, стихотворения, представленные на ее страницах, написаны в рифму, в крайнем случае, белым стихом. Мы-то привыкли ассоциировать творчество Вячеслава Глебовича с бунтарским верлибром еще с тех времен, когда некоторых верлибристов презрительно называли «эстетическими диссидентами». В свою очередь, его стихотворения, написанные в соответствии с классическими канонами, приправлены иронией, не агрессивной, но аналитически точно отражающей окружающую действительность:

Не более иных наш век суров.
Лишь гении глядят на нас сурово.
И стоит петь, чтоб не скудело слово
В мерцании светил, среди воров...

Рифмованная поэзия Вячеслава Куприянова разнолика: отсылка к Анненскому, немного от нашей действительности (впрочем, по меткому выражению классика, воровство в России неискоренимо), типично «книжный» глагол из толкового словаря Даля... И все это удивительным образом функционирует, и выглядит современно, остро, «на злобу дня». И — терапевтично: роль поэта видится автору в сегодняшних обстоятельствах необходимой, хотя и трудно живется поэту в обществе. Светила-то все-таки на небе, наверху, а в материальном мире приходится выживать, будучи окруженным не самыми приятными персонажами. Обратите внимание: здесь нет директивы «надо», превозмогая себя, здесь объяснен смысл, ради чего стоит претерпеть. Функция без цели мертва, только смысл одухотворяет любую деятельность... Внимательный читатель заметит, что поэт практически не употребляет местоимение «я», хотя, казалось бы, в рассуждениях о времени и предназначении поэта употребление первого лица более чем оправдано. Однако авторское «я» проявляется в этой книге «в гомеопатических дозах», ровно столько, сколько нужно, чтобы, выйдя из позиции наблюдателя, показать точку, откуда ведется наблюдение, задать начало координат:

Через город лег проселок.
Я иду в разломе неком.
Как последний антрополог
За последним человеком.

Поэт ощущает себя как исследователь, которого человек интересует не только в его взаимоотношениях с физическим миром, но и в контексте его культурной среды. О смысле нахождения человека в этом мире поэт размышляет, часто используя принцип контраста. В стихотворении «Ночные звезды» этот контраст между разумным всеобщим и «маленькими людишками» достигает космических масштабов:

Ночные звезды полыхают.
Дневного солнца ярок лик —
Вселенная не отдыхает.
На миг нанизывая миг.

За вспышкой вспыхивает вспышка. Лишь мы живем навеселе. Как временная передышка На огнедышащей земле.
Шикарно наречие «навеселе», и не только в качестве рифмы к «земле». Подтекст очевиден: не умеет человек радоваться, не «подогревая» себя искусственно, и трудиться не хочет. Понятен авторский пессимизм, однако это экзистенциальное одиночество в глобальном, так сказать, масштабе. Что же касается личных драм, то читателя не может не растрогать стихотворение «Котенок», в котором малыша просто выгоняют на улицу за инаковость, за то, что шерстка у малыша «чернее сажи»:

И в небо жалобно глядел он,
забавно юн и бестолков,
а там луна котенком белым
лакала сливки облаков.

Можно, конечно, сказать, мол, это метафора, всех «не таких» общество отвергает, неважно по какому признаку идет стигматизация. А мне, например, хочется читать и воспринимать данное стихотворение буквально. И верить, что котенку хватит сил вырасти и выжить в подлунном мире... Противостояние белого и черного, выполняя текстообразующую роль, в поэзии Вячеслава Куприянова доходит до полного отторжения друг друга полюсами этой извечной антитезы:

А ты далеко и не знаешь сама,
Как ветру и мне помочь,
Белым по белому пишет зима.
Черным по черному — ночь.

В данном употреблении цветовой оппозиции не наблю-дается традиционной культурной трактовки: «белый — положительный, черный — отрицательный». Оба опасны. Эта особенность лирики Куприянова: непримиримое про-тиворечие оборачивается синонимической парой, излива-ющей на читателя ряд печальных образов: одиночества холода, смерти... Подобная трансформация привычной цветовой картины мира, кстати, наблюдается и в стихотворениях уже упомянутого И. Анненского. Парадокс: один из лучших верлибристов современности настолько привержен классической литературной традиции, что перенимает у предшественника выразительные средства, дабы не пропало такое сокровище, не осело в архивах.
Смысловые полюса накаляют и глубокий философский текст, на первый взгляд кажущийся отстраненным от религиозности — капелька иронии делает стихотворение «Слезы мира» «земным», но от этого не менее печальным:

Глядя на людей и ангелы плачут
их слезы снежинки в Рождественский вечер
а в обычные дни у их слез забота
поддерживать уровень мирового океана

Отсутствие привычной для консервативного читателя пунктуации, как и отсутствие рифмы, ничуть не мешают воспринимать информацию. Здесь эта форма высказывания оказывается удачной, чтобы донести до нас проблему преодоления человеком несовершенства нашего мира. Подсказка дана, только из-за иронической интонации она не выглядит проповедью, а лишь обращает внимание на полярность «праздник» — «будни» и вытекающий из этого сопоставления вопрос: что есть праздник? Так и ответ налицо: когда ты с Богом, тогда каждый день, при всех его проблемах, одухотворен и поэтичен... Естественность интонации, с которой смысловые противопоставления складываются в стройную поэтическую картину, уменьшает дистанцию между автором и читателем, такое ощущение, будто автор шепчет тебе по секрету:

И все-таки все по-разному плачут
чей-то плач разменная мелкая монета
а у иных и слезы золотые
они их складывают в отдельную копилку

Творчество Вячеслава Куприянова соткано из контрастов (один из его поэтических сборников так и называется — «Противоречие»), оттого наблюдения поэта за сущностью человека находят свой отклик у читателя. Жизнь — единство и борьба противоположностей. В творчестве это проявляется особенно ярко. Взаимодействуя друг с другом и с предлагаемыми обстоятельствами, «противники» способствуют созданию запоминающихся лирических образов, которые обретают в художественном тексте свою неповторимую индивидуальность.

Ольга ЕФИМОВА



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.