Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 11 (233), 2024 г.



Сергей Каратов
Лирический орнамент

М.: «Вест-Консалтинг», 2024


«Лирический орнамент» — книга Сергея Каратова, название которой говорит нам о том, что речь в ней пойдет о вещах серьезных. В древности орнаменты играли магическую роль оберегов, отпугивавших злые силы и привлекавших изобилие. И коль прозвучало в названии книги слово, обозначающее ритмический узор, будет правильным сообщить читателю, что и стихотворения здесь построены по принципу чередования тематик, при этом сохраняют общую направленность: о жизни и любви.
Рассуждения автора подчас носят философский характер, однако по форме они просты, что позволяет читателю напрямую соприкасаться со смыслом текста, не отвлекаясь на поиск толкования философских терминов в специализированном словаре. А выводы автор делает в рамках христианской этики. Например, таково его высказывание о смысле поэзии:

Но одно понимаю, что надо
Вычеканивать тонкость пера.
Дар небесный отнюдь не награда,
А служенье во имя добра.

Уж сколько лет не утихают споры на тему: «Должна ли поэзия служить высоким идеалам?». Одно понятно: лучше служить самой поэзии, тогда она одухотворит любую тему — от злободневной до вечной, близкой каждому. Скажем, близка поэту тема детства. У каждого из нас эта тема отзывается по-разному. Тем не менее, пасторальная картина детства, которую разворачивает перед нами Сергей Каратов, заставляет и нас вспомнить то светлое время, «когда деревья были большими»:

Вижу маму с конем под уздцы
И телегу с рудой златоносной,
И куда-то бегут сорванцы
За пылящей машиной трехосной.

В создании художественного произведения потенциал памяти неисчерпаем. Память ложится в основу лирики, ибо прошлое определяет лирического героя стихотворения наряду с настоящим и будущим, дает ответ на вопрос: кто я такой? Что успел повидать, перечувствовать, осмыслить? Где та исходная точка, от которой строится человеческая жизнь в целом и моя — в частности? Сергей Каратов в своем стихотворении отвечает на этот вопрос прямо:

Где б ни ездил, ни жил, раздвоясь...
Буду помнить и нощно, и денно:
Обрывается всякая связь.
Только с детством она неизменна.

И тут встает вопрос: как и зачем люди вспоминают события своей жизни? Какую функцию выполняют воспоминания, размышления, передача другим своего уникального жизненного опыта? Способность использовать память дается для представления и планирования будущих событий. Опираться на прошлое, жить настоящим, смотреть в будущее — вроде бы логично, что человек должен жить именно так. Однако линейное мышление не способно вместить в себя все нюансы человеческого поведения. Память о ребенке, которым был каждый из нас, никуда не исчезла. Она сидит в нашей душе. Как в матрешке, в самой маленькой, которую уже нельзя открыть. Эта часть нашего «Я» и гонит человека на поиски счастья, которое кажется таким далеким. Идешь к нему отнюдь не по прямой, а только ориентируясь на «внутренний компас»:

И вновь ушел.
Сбивался и плутал.
Но в ожиданье сердце билось чаще.
Сдвигалась ночь.
Луна катилась в чащу.
И долго вслед мне
филин хохотал.

Обращаясь к автобиографическим воспоминаниям, человек опирается на них, черпает силы для новых свершений. Даже плутая по жизни, но имея твердые ориентиры, намного легче «вырулить» в нужную точку. Главное — не потерять энергию, падать и вставать, мобилизуя свой внутренний ресурс: достаточно вспомнить, что «а я ведь и это смог, и то преодолел», — глядишь, и ночь не так темна, и рассвет не за горами. Прошлое может разрастись в памяти и в отдельных случаях вытеснять будущее, однако с лирическим героем Сергея Каратова этого не случается. В то же время, автор задается вопросом не только личным, но и «общелитературным». Его волнует тема предназначения поэта. Обрушивая на читателя весьма непростой вопрос, Сергей Каратов рассуждает о будущем, но в том-то и парадокс, что будущее «пощупать» нельзя:

Поэт вопросом задается.
Гуляя в тютчевском плаще:
— Как слово наше отзовется?
И отзовется ль вообще?..

Будем надеяться на лучшее, иначе неинтересно жить. Переживание времени обуславливает его дальнейшее преобразование, причем не только прошлого. Опираясь на впечатления мгновенной памяти, фантазия формирует представление о будущем. Мы же можем сделать все, от нас зависящее, чтобы желаемое сбылось — и «отпустить ситуацию».
Книга Сергея Каратова посвящена разным временным отрезкам, и каждый из них имеет для человека свою ценность. Что же касается основного вопроса — сбудутся ли наши чаяния? — нет смысла заранее предугадывать результат. Время покажет.

ВераКИУЛИНА



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.