|
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|
Гвозди номера № 9 (231), 2024 г.
ОБОЗРЕНИЕ ЖУРНАЛА «ДЕТИ РА» № 4, 2024
…Нечто сказочное, из глубин загадочности бытия, мерцающее тонкими ощущениями при жесткой конкретике существительных наполняет стихотворения Бориса Шигина, подборкой которого открывается очередной — четвертый — номер журнала поэзии «Дети Ра»:
Ах, где я ночью был! А был я ночью, где Сосновые столбы, Кувшинки на воде. Где так жесток мороз, И так белы снега. Где серьги у берез Длинней, чем у цыган.
И то, что развитие стиха пройдет трагической тропой былой истории, не отменяет эстетический уровень словесных сияний:
Где на плечах не пух, А ситчик расписной. Где очередь старух Стоит немой стеной. А мужиков средь них Как не было совсем… И бесконечны дни, А лет прошло лишь семь.
В номере представлены пензенские поэты; Валерий Сухов — редактор отдела поэзии журнала «Сура» — вьет стих легко, будто тополиный пух нежно наполняет пространство, и содержание, касающееся самых тяжелых, смыслонесущих тем, словно оттеняется и подчеркивается подобной плавностью-нежностью:
Бытие из быта. Суть у них одна. И стекло разбито В зеркале окна. Бах и Перголези. Материнский лик. Постигаешь в бездне Сущность книги книг. С ангелами вровень В тишине скорбя, На стене из бревен Видишь сам себя.
…Врываются в реальность, вибрируя страстью, стихи Веры Дорошиной, словно расплескивают цветные лоскутки фантазий и ощущений, украшая собою данность:
К черту пасьянс из полночных окон, на цезурах проталин гадание! Я ледяной разрываю кокон, иду с собой на свидание, небо взрываю, срываю саван, воскресаю, смеюсь, рыдаю, радуюсь треску раскрытых ставень. Глупо? Ну да, живая, птичья, неистовая, смешная стая, что до смерти защекочет крыльями, лишь доживи до мая. Прибываю — хочешь не хочешь, через край и превыше любого края.
Возраст — сгорая быстро, как хворост — дарует особое отношение к жизни, отменяя все неистовства, склоняя к одиночеству тишины; мелодично повествует о том поэзия Татьяны Кадниковой:
С возрастом хочется больше чего-то простого: Кухни уютной, поменьше ветров и простора, Тихих бесед и поменьше тусовок, нашествий, Кошек, собак потихонечку гладить по шерсти, Окон со шторами, можно в цветочек, в горошек, Чтоб телевизор с утра говорил о хорошем…
Денис Кальнов делится с миром своими лирико-философскими наблюдениями и откровениями:
Бывает так: часы на башне далекой нотой прозвучат, войдя в сюжет полнометражный, но лишь на время (напрокат). И дежавю вернется снова с крупицей жизни той, другой, где вдруг откроется основа, и я коснусь ее рукой. Вот будто истину узнаю. …Но ускользает от меня геометрически кривая иная форма бытия.
Набатно и предупреждающе разносится стихотворение Марины Герасимовой:
Если ядерный гриб вознесется над миром, брат, Будет уже не важно, кто прав, а кто виноват, Кто защищал свой дом, кто развязал войну, Кто материл детей, избивал жену, Кто писал картины, растил цветы, Кто молился за мир, соблюдал посты…
Дарья Швецова публикует подборку, наполненную метафизикой прорыва, таинственно закручивая словесные орнаменты:
ты увидишь калейдоскоп. россыпь крашеного стекла, не запятнанного тоской. ослепительная игла по поверхности режет ткань, оставляет цветущий шов. это радость моя легка, легче перышка. хорошо.
…Затем следует поэзия представителей Союза писателей XXI века. Сергей Бирюков, веревочно скручивая смыслы поэтической мистерии и знаки людских судеб, выводит интересные формулы бытия:
Бесконечно можно писать на русском стихи на границе стихий рифмовать бесконечно страдать уповать жечь глаголом сердца до конца бесконечно кружить в клетке белкой в этой теме не мелкой предназначенный жить…
Любовь, продолжающуюся после смерти любимой, поет, привлекая культурологические ассоциации, Константин Кедров‑Челищев:
Любил при жизни. А после смерти Люблю еще сильней, поверьте Любовь земная и неземная Вся жизнь иная и не иная От страсти к страсти чувства метались Всю жизнь метались и все остались Возможно память неполноценна Но пульс нащупает Авиценна Авиценна любви целитель Войди в обитель! Войди в обитель
Басенную иронию скрещивая с философским наполнением жизни, своеобразные, лапидарные притчи, исполненные классическим стихом, предлагает Александр Поповский:
Перейдя все мыслимые грани, Совершив опасный разворот, Мыши куролесили в чулане, Отмечая урожайный год. Отголоски слышались за МКАДом — В полночь уши на дрожжах растут! В общем, получалось все как надо — По-другому не гуляют тут. Больше в назиданье для окраин, Зоопсихологии знаток Остужал их пыл — хозяин-барин В норы лил целебный кипяток.
Византийски-богатая, перенасыщенная культурологическим раствором бытия жизнь Владимира Алейникова склоняет к мемуарам: повествование «Складень», исполненное в этом жанре, раскроет много интереснейших троп былого. Продолжается публикация романа Юрия Казарина «Немтырь». Евгений Степанов интервьюирует Нину Краснову, рассказывающую, словно драгоценные камешки предлагает, множество интересных историй из арсенала собственного бытия, полностью — представляется — отданного литературе… Краткими записями-затесями даются фрагменты дневника Евгения Степанова — иронично и мелодично звучащие. Плотно представят картину современного дыхания и пульсации литературы обозрение журналов, сделанное Павлом Щербаковым, и ряд рецензий… Осень начинаются… Но «Дети Ра» всегда наполнены вдохновенным словесным солнцем.
ОБЗОР ЖУРНАЛА «ЗИНЗИВЕР», № 3, 2024
Терпение — стержень окружающего в мире; в природе разлито бесконечное терпение, и Валерий Скобло, фиксируя этот феномен, хорошо выгранивает свободно дышащие строки:
Терпение — вот, на чем держится мир, окружающий нас. Упорном терпении… шаге его черепашьем. И нашем… и чьем-то, его превышающем в тысячи раз, Воловьем терпении, с коим мы землю бесплодную пашем.
Именно его подборкой открывается новый номер «Зинзивера», чьи песни разнообразно представляют современную поэзию. Метафизический иронист Евгений Лесин разворачивает игровую ретроспекцию былых цен: делая это легко и забавно; и таящаяся за иронией грусть свидетельствует о быстролетности жизни:
Скажите мне, в какой стране От чисел так светлеют лица? Увы, все в прошлом, где оне, 4.70, 5.30? О них забыть не так-то просто, Пока вращается земля. Где колбаса 2.90? И где портвейн за три рубля?
Кратко, с блеском выпускает Лесин фейерверки ощущений, оправленные в стихотворные строчки:
Нет ни супа, ни салата. Нет ни крема, ни брюле. У тебя ума палата. У меня парад-алле.
Космос культуры — с историей его, с золотыми моментами интеллектуально-художественных откровений — предлагает поэмой «Золотое сечение» Константин Кедров‑Челищев:
Пифагор нам оставил учение Подарил золотое сечение Коль тебя на конюшне секут Значит что-то в тебе не секут Пусть живет золотое сечение Обрекая меня на мучения Христианского мира мечта Золотое сеченье креста…
Народные вибрации поэзии Нины Красновой в данном случае касаются Дней поэзии в Быково, в Доме творчества Союза писателей ХХI века «Сосновый Пегас», живописуя оное бодро и по-доброму, легко и с юмором:
Мы в Быкове не сеем, не пашем, А сидим за рабочим столом, Кто с компьютером, кто со стилом, И стихи круглосуточно пишем. Свет поэзии здесь не погас. Нас в Быково привозит Пегас.
Сложно закручиваются поэтические орнаменты Софьи Рэм, заставляя мысль работать на удвоенных оборотах, будя множественные ассоциации:
Как это назвать и во что это выльется? Что узнав, навсегда изменюсь в лице я? Эфиоп становится ангелом, смывая пыль с лица, Поэзия как панацея, Попытка летать, Отдать то, чего у тебя нет, Как Пушкин в садах лицея Спустя 220 лет.
Мощно, отчасти страшно, используя исповедальные ноты, позволяющие судить себя самым жестким судом, воспевает Евгений Степанов любовь свою. Грустью часто окрашивается поэзия Степанова: и окружающий мир противоречит поэзии, и экспресс жизни больно скор:
А мне теперь Санкт-Петербург не очень интересен, ибо там нет Володи, друга моего, с которым выпускали мы журнал, стараясь напечатать самых лучших, и по местам намоленным ходили.
Два рассказа Олега Рябова развернут весьма поэтично лапидарные моменты жизни, насыщая сознание благородством формы и изяществом содержания. Рассказ Эвелины Азаевой «Бонита» напоминает стихотворение в прозе: внимание и почтение к каждой фразе, должной звучать красиво, как поэтическая строка. Крепко, живой плазмой жизни переливаясь, грянет рассказ «Обмен» Владимира Николаева. Документальная проза представлена произведениями Елены Вяхякуопус — нейропсихолога и прозаика, чьи тексты, интересно работая с художественным осмыслением действительности, предлагают своеобразные методы борьбы с разнообразными страхами — бичами жизни. Написано ярко и с юмором. Содержателен и обширен раздел рецензий. Плотно и веско организованный номер журнала раскрывает многие богатства современной словесности; «Зинзивер» должен петь… чтобы ни происходило с аудиторией…
ОБЗОР ЖУРНАЛА «ФУТУРУМ АРТ», № 1, 2024
Иронию с метафизикой причудливо соплетая, творя интеллектуальный орнамент поэмы «Звезда Мафусаил», Константин Кедров будто исследует свойства времени:
Вампир он стал еще вампирестей А звери сделались зверее Шекспир он стал еще шекспирестей А Лев Толстой еще толстее Стал Хлебников намного хлебнее Кручёных стал намного круче Якунин Глеб еще стал глебнее Тучнее в небе стали тучи…
И — «Формулу Андрея Рублёва» выводя, включает поэт огни особой духовной тайны, приближение к разгадке которой определяет энергию стиха:
Звучат мне глуше и глуше Живые и мертвые души Когда-то придумали числа Фанатики здравого смысла Подозреваю что не скоро Мой голос вырвется из хора Побежим мы оба вслед за собой Наперегонки со своей судьбой…
Двумя поэмами Кедрова открывается номер журнала «Футурум АРТ», продолжающийся поэтическими взлетами Евгения Степанова, связанными с пропусканием действительности, ее онтологического опыта через призмы и фильтры собственного дара:
Хочу себе помочь и за полночь забыться В невероятном сне и долго жить во сне, Где место есть любви, везде родные лица, А места нет вражде, разлукам и войне. Хочу себя понять, себе пеняя строго, На что я разменял седьмой десяток лет. Что буду говорить, когда увижу Бога? И скажет ли Господь мне что-нибудь в ответ?
Вечная безответность запредельности манит, рождая в душе тонкие интеллектуальные орнаменты, звучащие мелодией стихов. Ироничная прозрачность мысли работает парадоксальными поворотами оной:
— Не слишком сильно нагрешить, То, что затеял, завершить, Секунду каждую ценя. Такие цели у меня. — А у меня другая цель: Хочу взять в жены топ-модель, Богато жить и не скорбя. — Что ж, я могу понять тебя.
Много игры оттенков в поэзии Евгения Степанова, много граней познанного строками рассекают косную реальность… Точные картины, нарисованные Анной Григ, словно подчеркиваются своеобразным использованием рифмы — легкой и летучей, и — пропадающей иногда:
мне нравится когда темно и ночь с луной не спят на пару и лишь машин слепые фары нет-нет — взъерошат весь уют когда деревья зашептав встают в сплошные силуэты так — будто скульптором воспеты и ветерки сквозь них снуют…
Омограммы Александра Савостьянова складываются в формулы мысли и образности, лапидарность демонстрируя — как наиболее выигрышный прием:
УДАЧИ! ПРО РОК СПАСИБО! — У ДАЧИ ПРОРОК СПАС ИБО…
Савостьянов также предлагает вниманию читателей интересные палиндромы:
О, шорох?! Отрезал лазер-то хорошо.
Причудлив и занятен палиндром поэта и доктора филологических наук Александра В. Бубнова, адресованный юбилею Евгения Степанова:
…Он — Женя Степанов, он — Аз, и Буки, и Веди вид, и видевии куб, и заново напет с «Я» нежно…
Верлибры Анны Григ демонстрируют полноту необычности человеческих желаний, зажигающихся порой… столь странно для самого человека:
стоя на перроне в ожидании поезда я вдруг поймал себя на мысли что хочу быть плитой прибитой в метро в 1965 году или рельсами проложенными там же еще раньше хочу оторваться от этих чертовых — ‘наших дней’ и утонуть в некотором-смысле-идеальном освещении прошлого мира…
Юрий Тубольцев трактует жизнь через афоризмы, посвященные альфе человеческих чувств — любви: Что бы ты ни делал — ты ищешь любовь! Семь рассказов Алексея Розенберга фокусируются на моментах, представляющих действительность через ракурсы определенного события, и поэтичность авторского стиля словно приближает рассказы к жанру стихотворения в прозе. Алла Новикова-Строганова исследует творчество Н. С. Лескова, погружаясь в пучины душистой, самоцветами пересыпанной прозы. Нина Краснова вдохновенно и обстоятельно рассуждает о книге стихов Евгения Степанова «Младший брат травы»… Номер журнала показывает необычайность всех современных пластов русской поэзии, ее метафизическое золото, способное обогатить душу.
ОБЗОР ГАЗЕТЫ «ПОЭТОГРАД», № 8, 2024
Формулой откровения, онтологическим опытом, пропущенным через фильтр дара, прозвучит стихотворение Петра Гулдедава, открывающее августовский номер «Поэтограда»:
По сути, человечий дух — кочевник, Но, сколько пылью странствий ни дыши, В любом из нас в тиши живет волшебник И обладатель магии души.
…Пусть обзор представит собой смысловую чехарду: завершается номер изысканно-тонким кроссвордом, составленным Ольгой Ефимовой и визуально (привет китайской иероглифике!) напоминающим причудливое животное… Резок верлибр-вывод, извлеченный Евгением Степано-вым из своего гигантского литературного опыта. Чередова-ние длинных и кратких строк — как формула чересполосицы жизни:
Поэт — беспристрастный судья собственной жизни и собственных стихов. И адвокаты поэту не полагаются. Иначе очень трудно сделать даже самый маленький творческий шажок вперед. Стихи Евгения Степанова всегда дают надежду: Все хорошо. Вечных страданий на земле не бывает. Рано или поздно они закончатся. У меня есть право радоваться жизни.
О презентации журнала «СЛОВО\WORD», развернувшей торжественные поэтические флаги на онтологическом ветру и проходившей в Быкове, в Доме творчества Союза писателей ХХI века «Сосновый Пегас», пишет Николай Фонарёв. Кратко и компактно — о мироздании, его природе изначальной, равно о Божественной любви ко всему — расскажет, легко и возвышенно, Светлана Крюкова:
Бог любит пчел, Бог любит человека. Он все учел, расчислил скорость света, поставил ветер на крыло, и… зацвело!
Субстанцией счастья, противостоящей брутальности действительности, нежно пропитаны виртуозно исполненные стихотворения Ирины Антоновой:
Чем беспощадней век брутальный, Чем ноша жизни тяжелей, Тем дольше вздох сентиментальный И жажда радости сильней. Мы слышим счастья отголоски В оврага зелени густой, В этюдах новых и набросках, В забытой песенке простой.
Но и — экзистенциальные мотивы, волокнами переплетаясь с темой счастья, организуют пространство поэзии Антоновой:
Мокрые ветки стучатся в стекло — Боже, как много воды утекло. Кто я такая, зачем я живу, Жизни своей вышиваю канву.
Крепкая поэтическая субстанция определяет номер «Поэтограда»; жаль, большинство, живущее вне поэзии, не представляет, насколько обеднило себя.
Александр БАЛТИН
|