Пример маститого прозаика
Алек-сандра Файна лишний раз подтверждает, что за годы, отведенные человеку на земле, можно прожить не одну, а сразу несколько жизней. Сделав в советском прошлом успешную карьеру главного конструктора в сфере промышленности, Александр Файн после крушения Союза сумел добиться незаурядных высот в крупном бизнесе, а в мир большой литературы пришел уже в зрелые годы, быстро завоевав пристальное внимание как широкой читательской публики, так и взыскательных профессионалов. История стремительного писательского становления автора наглядно доказала, что при наличии литературного таланта никогда не поздно реализовать свой творческий потенциал, поделившись с миром через художественное слово богатым жизненным опытом и плодами размышлений долгих, плодотворных лет.
Следуя в прозе лучшим традициям старой советской школы, Александр Файн в своих произведениях исследует быт и психологию советского человека, раскрывая внутренний мир своих героев на фоне развивающейся, трансформирующейся эпохи. Так, в своем новом романе «Одиночество, обманутое счастьем», писатель на фоне основного сюжета затрагивает такие важные социальные темы, как послевоенная разруха, голод, беспризорщина, дворовая преступность, незавидная судьба ветеранов‑инвалидов или, например, противостояние коммунистической идеологии религиозному мировоззрению. При этом немаловажную роль, как и во всех прочих своих произведениях, автор отводит бытовому историческому экскурсу, из которого мы узнаем подробности аскетичной повседневности послевоенных лет — что тогда было на столе, какие играли пластинки на патефонах, чем наполнялся досуг и т. д. Знакомясь с главным героем Павлом Тулиным, мы сперва видим его отроком-«подранком» — безродным сиротой, которого от колонии для малолетних преступников спасает лишь добрая рука тяжело изувеченного героя войны, директора детдома Андрея Тулина, давшего беспризорнику не только свою фамилию, но и билет в жизнь.
После прочтения нескольких крупных произведений Александра Файна нельзя не заметить, как перед нами вырисовывается некий единый собирательный образ главного героя, окруженного обилием второстепенных персонажей, которые призваны только лишь оттенять различные стороны его сложной, противоречивой натуры. Как правило, это талантливый, амбициозный мужчина-брутал, состоявшийся как профессионал и неординарная личность, но при этом не слишком счастливый в личной жизни человек, «застегнутый на все пуговицы», эмоционально закрытый ото всех. Все его окружение — это такие же, как он, маскулинные мужчины и обаятельные, соблазнительные, но весьма расчетливые, прагматичные и довольно-таки легковесные женщины, представляющие собой скорее объекты страсти и вожделения нежели самостоятельные, объемные личности, вызывающие подлинный интерес.
Герой нового авторского романа Павел Тулин, концентрирующий на себе все внимание читателя, как раз из породы таких брутальных, целеустремленных мачо. Он совмещает в себе сразу несколько амплуа — музыкально и общекультурно эрудированного интеллигента, грамотного «технаря», успешного дельца, атлета и донжуана. Он добивается недюжинных успехов в боксе, успешно развивается в профессии, с течением времени занимает кресло генерального директора и совладельца-акционера крупной коммерческой корпорации, а на закате лет вступает на писательское поприще. Однако в центре повествования оказываются не столько социальные успехи Павла Тулина, сумевшего столь высоко подняться с самых низов общественной иерархии, сколько его сугубо личные, сокрытые ото всех психологические рефлексии; непреодолимое внутреннее одиночество, которым он терзается и в компании соперничающих с ним приятелей, и в объятиях случайных любовниц, и в респектабельной супружеской спальне. Любимец женщин и опытный дамский угодник, он не может найти подлинной близости ни с одной из своих пассий, по-настоящему воспринимая только лишь их телесность. Рядом с первой женой, страдающей нервами, Павла Тулина до поры до времени удерживает общий ребенок:
«Участив-шиеся перепалки с Ириной по малозначимым поводам будоражили Павла мыслями о сомнительной перспективе семейного благополучия. Но молочный запах от мерно посапывающей на его груди кровиночки душили эти мысли…». Однако после трагической гибели дочери в водах Чёрного моря исчезают и последние искры взаимопонимания между супругами. Немногим лучше складывается и второй, внешне благополучный брак с более мудрой и гибкой красавицей Ольгой, которая, пользуясь своей женской привлекательностью, учится манипулировать мужем, удерживая его при себе, но не стремится стать ему подлинным другом, воспринимает его только как успешного «альфа-самца», а не как живого человека, нуждающегося в душевном тепле. Да и сам Павел Тулин — эгоцентрик, заперший душу на засов, не стремящийся глубоко познать другого. Таковы же и его друзья. Так, например, один из них говорит:
«Я на людей смотрю в телескоп, а нужно в мелкоскоп… Когда глухарь токует, он ничего не видит и не слышит… Я глухарь… Ведь мне никто не нужен! В массе гомосапиенс — коллективное животное, а есть уроды вроде меня». Примерно то же можно сказать о самом Павле Тулине, для которого одиночество и сосредоточенность на одном только себе — неотъемлемая часть натуры. Оттого его счастье так и не становится подлинным: за сверкающим, безупречным фасадом — разочарованность, неустроенность и непокой.
Сюжет романа Александра Файна «Одиночество, обманутое счастьем», развивается нелинейно — мы сначала видим отрочество героя, потом переносимся к позднейшим годам его долгой жизни, а после снова перемещаемся в студенчество или зрелость, наблюдаем его первый или второй брак и т. д., воссоздавая картину из разрозненных фрагментов целого. Да и едва ли можно сказать, что в романе есть четкий, ясно прослеживаемый сюжет. Скорее это масштабное полотно отдельно взятой человеческой жизни, архетипный портрет «героя советского времени», каким его представляет себе автор.
Напоследок хотелось бы отметить, что роман Александра Файна хорош не только сложносочиненной психологичностью образа главного героя, но также чистотой и добротностью русского языка, стилевой выдержанностью диалогов, а местами — живым юмором, отражающим дух советской эпохи с ее бородатыми анекдотами, в меру фамильярным, но не распущенным флиртом и обаянием критической самоиронии.
Этот незаурядный и глубокий роман дает всем нам возможность взглянуть на самих себя без розовых очков и, может быть, стать хоть немного лучше, изменить свою жизнь. Автор говорит о том, что житейский успех чаще всего эфемерен, а главное в жизни — найти свое дело, свой талант, свое призвание. Только творчество помогло главному герою стать самим собой.
Крепкая, сложившаяся проза Александра Файна наверняка доставит удовольствие любителям советского «городского» романа, воссоздавая с детализированной точностью дух безвозвратно ушедшей эпохи и одновременно не теряя связи с днем сегодняшним, многие изъяны которого объясняются все теми же вечными нерешенными проблемами, отсутствием взаимопонимания, всеобщей отчужденностью и неудовлетворенностью личностного и общественного бытия.