|
|
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|
Гвозди номера № 6 (228), 2024 г.
После публикации в «Литературных известиях», № 4, 2024, статьи Евгения Степанова «Как можно улучшить положение дел в литературном процессе: взгляд практика» в редакцию пришло много писем. Публикуем одно из них, которое прислал известный московский поэт Пётр Гулдедава. Ждем новых интересных материалов по этой наболевшей теме.
Редакция
СЕРДИТЫЕ ЗАМЕТКИ
Большинство нынешних писательских объединений — это свободные творческие единицы, для придания веса зачастую пополняемые нулями. Для нас, хлебнувших поэтического зелья «шестидесятых», когда щедрая коровка государства давала молочко за любой изданный писк, поэт действительно был больше, чем поэт. Уже само вступление в Союз писателей СССР означало не только переход в элитарную «касту» всенародно почитаемых людей, но и доступ к высоким гонорарам. Поэтому уровень отбора был чрезвычайно высоким, и на его основе в Союз допускались только лучшие из лучших. Сегодня практически любой желающий свободно может вступить не в одну, так в другую «независимую творческую контору», коих — по причине отсутствия цензурных рестрикций — расплодилось немыслимое количество. Для этого надо просто пожертвовать суммой денег эквивалентной стоимости примерно центнера достаточно недорогой колбасы на издание одной-двух книжек и оплату вступительного взноса. Конечно, никто никого насильно не заставляет регистрироваться в каком-либо писательском сообществе. Стихи, как дети любви, могут родиться и в «гражданском браке». Но их рождение пройдет незамеченным, без презентаций со «свадебными литературными генералами» и без рецензий в прессе. А поскольку поэзией, как правило, интересуются полтора-два процента населения, то можно быть уверенным, что при любом уровне дарования — известность, а тем более слава автору не грозят. Живи спокойно, дорогой товарищ! Получи очередной упрек от благоверной за то, что вместо того чтобы по-мужски озаботиться добычей хлеба насущного, тратишь семейные ресурсы на никому, кроме таких же «умников», не нужные «антимонии». Получи порцию комплиментов и удивления от родных и знакомых: «…и откуда что взялось?!», проглоти завистливое молчание, либо, что еще неприятней, фальшивую хвалу «коллег», и успокойся: оваций не будет! Будут предложения от лукавых местоблюстителей «не зарывать в стол свой недюжинный талант», а щедро им делиться, для чего смело публиковаться в изданиях и участвовать в интернет-конкурсах на платной основе. А там тебе на первых порах дадут выиграть, объявят лауреатом, дадут грамоту, орден или медаль. Но дальнейшие награды будут напрямую связаны с твоими финансовыми возможностями, поэтому ты немало удивишься, увидев полный бант таких же наград на полном графомане, что неизбежно заставит тебя задуматься: а так ли все чисто на самом деле, если качество твоих произведений растет, а награды теперь уходят к другим, если не более талантливым, то, как видно, более кредитоспособным конкурсантам? Конкурентная борьба между группами литераторов различных мировоззрений и политических симпатий при почти полной отстраненности государства превратилась в утилитарное соревнование кошельков и административных мускулов. Своекорыстная чиновная власть, увлеченная непосильным трудом добывания насущной корочки хлеба с икрой, перестала нуждаться во внятной соборной идеологии и в ее литературных рупорах. А нежелание сколько-нибудь серьезным образом влиять на развитие литературного процесса прикрывается простой формулировкой: «Вы, писатели, сначала помиритесь между собой, а потом просите нашей помощи!» Классическое: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих!» Известный русский литературовед и историк Вадим Валерианович Кожинов говорил: «Настоящий поэт — это, прежде всего, глубокий и самобытный человек. Поэтому и нельзя воспитать, специально "создать" поэта». Пока ни шатко, ни валко, но еще работает инкубатор Литинститута и Высших литературных курсов, оставляя на скорлупках дипломов свои символические синие штампы. Не умаляя значимости литературного образования, нельзя не отметить, что оно лишь инструмент, который принесет пользу, только попав в достойные руки. Только в руках человека, сумевшего закалить свой природный дар в трудах, а порой и лишениях, накопившего жизненный опыт, который не обязательно определяется количеством прожитых лет, полученные знания и навыки сочинительства могут способствовать появлению глубоких, талантливых произведений. Не осознавшие этого, довольные лишь своей приобщенностью к этому миру чаще всего лихорадочно пытаются обрести хотя бы внешний лоск литературной респектабельности, радуясь счастливой возможности быть «на подхвате» у более удачливых «делателей отечественной культуры». Беда в том, что зачастую именно зубастым и горластым негодяям с эластичной нравственностью и не менее гуттаперчевым «лизоблюдам» сдается сегодня политое потом и кровью героев «бородинское поле» русской литературы. Истинные подвижники и патриоты вытеснены на обочины, в «скиты» музыкально-литературных объединений и художественных студий библиотек, замордованных менеджерами культуры, которые из года в год сокращают штаты, урезают подписку на периодические издания и вместо центров формирования культуры молодежи в духе современного гражданского общества хотят сделать из библиотек досуговые центры — «доилки» родителей этой молодежи. Боюсь, что новации типа создания в библиотеках платных рабочих пространств (коворкингов) приведут к тому, что и с библиотечных общественно-литературных студий и кружков потребуют арендную плату и это приведет их к постепенному полному вымиранию. Фредерик Гарсия Лорка говорил: «Поэт — это самая печальная радость на свете …» Один из парадоксов человеческой жизни состоит в том, что, старея телесно, в душе мы остаемся молодыми, и более всего это относится к натурам поэтичным. Наиболее сложная и наиболее распространенная группа начинающих литераторов — возрастные пенсионеры, которые по пословице «от скуки — на все руки», освободившись от забот по уходу за повзрослевшими внуками, обращают скопившиеся наблюдения и эмоции в рифмованные и не рифмованные лирические воспоминания, с потугами на право называться литературой. Для многих из них, особенно для одиноких, стихи становятся единственной возможностью излить душу, разделить с миром свои печали, заботы и опасения. Основная масса таких литераторов относится к своим произведениям, как к неким духовным «костылям», помогающим удержаться на ногах в условиях резко изменившихся обстоятельств жизни в мире, в стране, в семье. Поэтому, в отличие от профессионалов, они охотно платят тому, кто готов похвалить их «продукцию», опубликовать и даже наградить лестным значком или званием, иногда запредельно-претенциозным, типа «короля поэтов». При этом новоиспеченных «королей» мало беспокоит качество «костылей», их легко успокаивает сотня-другая «лайков» от таких же, как они, «специалистов». Довольно часто бывает непросто преодолеть амбиции авторов, уже «отравленных» похвалами родственников и друзей, и растолковать им, что способность своими искренними стихами возбудить сочувственные эмоции дилетантов — это еще не поэзия, а первый робкий шажок на пути к ней. Многих поначалу вполне удовлетворяет статус «первых на деревне», и дай Бог им успеха, но печально, когда эти «солдаты» изъявляют желание стать «генералами», никого не слушая, ничему не обучаясь, и считая, что им вполне достаточно имеющихся у них запасов природной гениальности. Такие со временем могут, конечно, пробиться не в один, так в другой из общественных творческих союзов, но не факт, что подобные новобранцы увеличат мощь этих объединений. Хотя в матушке-России всегда найдутся люди, которые неофитам и посочувствуют, и даже изобразят восхищение их экзерсисами — перед тем как помочь им облегчить кошельки. Мой опыт много раз подтверждал, что не следует даже пытаться вытащить такого «творца» из его «обморока», будет только хуже. Пусть уж лучше пребывает в блаженном заблуждении. Здесь не будет лишним вспомнить слова мудрого царя Соломона: «Обличай премудрого — он тебя возлюбит; не обличай безумного — он тебя возненавидит». В Студии «Свежий взгляд», номинальным руководителем которой я волею судеб оказался, нет ни «рядовых», ни «генералов». Это маленькое сообщество равноправных, умудренных житейским опытом людей, прошедших непростую школу жизни, но сумевших сохранить осмысленный романтизм и свежесть восприятия. Здесь мы делимся своими ощущениями и эмоциями и учимся друг у друга умению противостоять год от года возрастающей «агрессии» окружающей среды. Единственное мое категорическое требование к членам студии: критиковать с любовью, дружелюбно и без ревности. Какой бы жесткой критики ни заслуживали «опусы» начинающих, разбирать их следует с особым бережением и мягкостью. Библейская мудрость гласит, что правда без любви — есть ложь. Когда человек не претендует на что-то запредельное, ему вполне достаточно того, чтобы его дружелюбно выслушали, да и в наши планы не входит непременно вырастить из пожилого, и без того заслуженного человека, еще и лауреата каких-либо премий по литературе. Хотя и огорчает, когда, в общем-то, вполне, казалось бы, одаренный автор с безапелляционной самонадеянностью публикует откровенно «сырые» стихи в пресловутой «авторской редакции». Особенно, если он не жалеет своих «сиротских грошей» на роскошное полиграфическое оформление, контрастно оттеняющее явно дилетантское содержание. И все же, господа борцы за чистоту русской литературы, может быть, не стоит вышибать «костыли» у пока еще не дозревших поэтов, и тогда по закону диалектики количество непременно перейдет в качество? Пускай авторы «Стихи.ру-ют» себе как их душе угодно, лишь бы не выпадали из активного социума и не роняли планку самооценки. Ведь при любом раскладе само по себе желание писать, а стало быть, неизбежно, и читать, и слушать стихи, уже характеризует человека с положительной стороны и не может не вызывать уважения. Наверное, «выворачивать друг перед другом душу и вправлять друг другу мозги» в литературных дискуссиях все же предпочтительней, чем гонять черных кошек сплетен по темным закоулкам сознания. Руководство Московской городской организации СП России неоднократно призывало нас активней работать в библиотеках. В русле этих призывов мы и действуем.
Пётр ГУЛДЕДАВА, поэт, руководитель литературной студии «Свежий взгляд» шеф-редактор ежегодного альманаха «Шарманка»
|
|