Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 08 (76), 2011 г.



Мифология ухода

В новелле Людмилы Третьяковой "Натали из Царского Села" я прочитала о судьбе Натали Палей, урожденной Романовой, дочери великого князя Павла Александровича Романова (дяди Николая II) и Ольги Пистолькорс, в результате мезальянса с которой Павел Александрович лишился всех титулов, должностей и был изгнан из России. Княжна Палей была необыкновенно хороша собой. Третьякова приводит слова о ней Александра Васильева, автора книги "Красота в изгнании": "Ее внешность таит такую же загадку, как и лицо Греты Гарбо".
Натали Палей, выйдя в Париже замуж за известного модельера Люсьена Лелонга, который был женат, но развелся, чтоб жениться на ней, стала практически "фигурой международного класса в модельном деле". Бурные, но больше платонические романы с русским танцовщиком Сергеем Лифарем и "неутомимым первооткрывателем во всех областях искусства" Жаном Кокто не завершились браком. Натали уезжает в Америку. Ее снимают в Голливуде в нескольких фильмах. В жизни ее пути пересекаются с Марлен Дитрих, Кэтрин Хепберн, Кэри Грант, Ремарком – он испытывал к Палей нежные чувства. Круг этих людей замкнут на самих себе и не допускает чужаков. Их судьбы переплетаются, но каждый из них живет в своем собственном мире, хотя многие, не сговариваясь, повторяют в чем-то судьбу другого. Поразили последние, заключительные строки этой маленькой новеллы, как будто они написаны не о Натали Палей, а о Марлен Дитрих: "По сути дела, Натали так и не притерпелась к Америке. Маниакально-деловой ритм здешней жизни настолько действовал ей на нервы, что она выбрала жизнь затворницы. Особенно после 1961 года, когда умер ее второй муж Джон Уилсон, сильно омрачивший их брак хроническим алкоголизмом. Впрочем, он мало что значил в ее жизни". Третьякова пишет о том, что, несмотря на то, что Натали поддерживала отношения со своими соотечественниками, у нее не было настоящих друзей и подруг, и никого близко к себе она не подпускала, даже с сестрой Ириной связь ее со временем ослабла. Еще долгие годы княжна Палей жила в одиночестве. Она не принимала гостей и не отвечала на телефонные звонки. В последние годы у нее появилась тяга к выпивке. В конце 1981 года с Натали случилось несчастье: она сломала шейку бедра. "Мучительное существование беспомощной старухи, к счастью для нее, длилось недолго, - пишет Третьякова, - Натали собрала остатки сил, чтобы уйти без истерик, жалоб и ненависти к остающимся жить. "Хочу умереть с честью", - были ее последние слова". Она была необыкновенно красивая, но холодная, как сияние далекой звезды, женщина.
Некоторые параллели прослеживаются не только с финалом Марлен Дитрих, но и с судьбой Греты Гарбо. В зените своей славы 36-летняя кинодива оставила кино. Более того, она ушла добровольно из поля зрения репортеров, критиков, хроникеров, которые терялись в догадках по поводу причины ее ухода. И дело не в том, что ее расстроила неудача посредственного фильма "Двуликая женщина". "Я хочу побыть одна", - сказала она. И это было последнее, что от нее слышали в Голливуде. Грета Гарбо всегда говорила, что ненавидит сниматься. Она буквально заставляла себя приходить на съемочную площадку и планировала уйти из кино гораздо раньше, чем это случилось. Укрывшись в своих 7-комнатных апартаментах в Нью-Йорке, она почти 50 лет вела уединенную отшельническую жизнь и ехидничала, что предпочла бы жить на необитаемом острове. Грета Гарбо дожила до глубокой старости и скончалась в апреле 1990 года. Согласно завещанию, она желала быть похороненной в Швеции. Но по ряду причин урна с ее прахом 10 лет оставалась в погребальной конторе в Нью-Йорке. И только летом 2000 года урну перевезли в Стокгольм и предали земле, но только не в тот день, когда собрались журналисты, ожидающие сенсации, а на другой – в кругу немногих близких и друзей.
Марлен Дитрих умерла в Париже, в особняке на элегантной авеню Монтень, где, не считая посещений врача и пребываний в больницах, провела последние 13 лет своей жизни, практически не покидая квартиры и общаясь с внешним миром только при помощи телефона. За 10 лет до смерти кинозвезды режиссер Максимилиан Шелл снял последний документальный фильм о Марлен Дитрих. Он был единственным, кого она допустила к себе за эти затворнические годы. Только он удостоился чести побеседовать с воплощением живой легенды, когда ей уже было за 80. Ему удалось записать интервью на магнитофонную ленту, поскольку она наотрез отказалась сниматься. Ей не хотелось появляться на экране постаревшей и беспомощной, разрушая в умах свой дивный образ, на котором беспощадно и жестоко оставили отпечатки прожитые годы. Все, что не было связано с красотой и славой, не относилось к Марлен Дитрих, поэтому она также не хотела слышать о своих 13 фильмах, созданных до "Голубого ангела" - фильма, открывшего ей двери в Голливуд. В беседе с Шеллом, тщательно оберегая глубоко личное, Дитрих пыталась избежать излишней откровенности. На очередной вопрос режиссера она заявляла: "Обо всем этом написано в моих книгах". Только когда домработница приносила ей коньяк в чашке под видом чая, наступали минуты исповеди. По официальной версии голливудская кинодива 20-го века, "королева мира", как она сама себя называла, Марлен Дитрих скончалась в результате инфаркта. Единственно близкая подруга американка Норма Боске, почти ежедневно посещающая ее парижскую квартиру, утверждала впоследствии, что Марлен накануне осматривал врач, и состояние ее было достаточно стабильным. Но за несколько дней до этого – кровоизлияние в мозг. Она не могла уже одна оставаться в квартире. Ее ждал дом престарелых, а в подобном заведении "королева мира" никак не могла себя представить, унизительно доживая свои последние дни в окружении чужих людей, от которых зависело бы повседневное существование. 6 мая 1992 года в Каннах открывался кинофестиваль. Марлен Дитрих была провозглашена его символом. Она ушла из жизни в день открытия фестиваля и на несколько дней вновь заняла умы общественности, в который раз привлекая к себе внимание бесчисленной публики. Возможно, это была ее заключительная игра, вызвавшая непритворные слезы – о чем еще может мечтать настоящая актриса? Ее последнее определение счастья: "Счастлив тот, о ком помнят".

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.