Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 08 (76), 2011 г.



Елена Павлова

"Восточный ветер"


М.: Вест-Консалтинг, 2011

После прочтения этой книги — поэзии, которой можно только наслаждаться, смакуя строчки по глоткам, не хочется объяснять сухим языком, что книга состоит из стилизованных под японский сонет стихов, имеющих "свой жесткий канон и ювелирную технику письма".
Японский сонет-рэнга (то есть четыре шага) или "альбомный сонет" — это новый сонет в восточном стиле — форма, которой от силы 6 лет. В отличие от классического сонет-рэнга состоит из 10 строчек: 2 хокку и 4 строчки, которые являются двумя связанными между собой по смыслу двустишиями. Хокку могут существовать как отдельно законченные по смыслу стихотворения, но в то же время логической нитью мысли они неотделимы друг от друга.
Книга состоит их циклов, названия которых — "Космос", "Глоток", "Домик души", "Час церемоний" и другие — обращают нас к внутренней жизни человека, то есть к душе с ее лиричностью, созерцательностью и романтическими переживаниями. Любой отдельно взятый сонет этого сборника завораживает словесной музыкой, позволяет насладиться эстетикой минимализма, присущей восточному искусству. Перед мысленным взором походит что-то воздушное и едва уловимое и напоминает полихромную живопись в японском стиле на золотом фоне. Подобно художнику Бусону с его принципом "удаления от вульгарного", в этих сонетах отметается все лишнее и одухотворяется каждое слово. В этой точке японские искусства поэзии и живописи пересекаются, снова заставляя задуматься над неразрешенным вопросом бытия: что было в начале — яйцо или курица.. Иногда иллюзорно кажется, что японский сонет дает ответ на этот вопрос: в самом начале было Слово, которое создало целые поэтические Вселенные, и они начинались с гармонии:

землю ласкают
ровным дыханьем ветра
близится вечер

красное солнце
нежно вода приняла
став колыбелью

быстро на желтый песок
падают тени
мир гармоничен и прост
в каждом мгновеньи

Филигранно выполненная поэтическая картинка в данном случае — это целостный отрезок поющего бытия, его непостижимости от рождения до смерти во фрагментарном, фотографическом снимке хокку:

таинство бездны
жизнь зародившая нас
в капле прозрачной

В сонетах-экспериментах Елены Павловой, которые можно разложить как "матрешки" или расплести как "коврики-циновки" — отражение живого и вечного, неуловимой истины любви, создавшей "музыку веков". Неслучайно один из самых объемных циклов книги "Глоток" посвящен теме любви:

разные люди
в разных живут городах
разные лица

разные судьбы
в разных проходят веках
разное время

я повстречаюсь с тобой
между мирами
общим окажется путь
к отчему дому

В построении японского сонета-акростиха принимает участие та самая гармония, которая поверяется алгеброй. Из вертикальной куколки, образующей ключевое слово, формируются крылья: эти крылья — два отдельных сонета, которые соединяются темой, записанной на теле бабочки. Название темы помогает бабочке-сонету раскинуть свои крылышки, состоящие из ассоциаций или, например, созерцания:

занавес — парус С слов покаянье
солнечный зайчик в окно О озеро блеск сохранит
тень мою выгрыз З звездных осколков
через дыханье Е елей вершины
входит в загадочный мир Р ровные чертит круги
вечный скиталец Ц целятся в небо
черным агатом глаза А аистов пара летит
меченый ворон Н нежные звуки
мысли свои отпусти И ирис хранит лепестки
слов покаянье Е едкого цвета

Есть еще одно искусство, с которым японский сонет без всякого напряжения может составить симбиоз — это музыка. Декламируя любой из сонетов сборника, так и хочется озвучить его нежной игрой бамбуковой флейты.
Каллиграфически выполненный венок сонетов, представленный в конце книги, бесспорно доказывает мастерство, зрелость и мудрость автора, предлагающего принять как аксиому, что

нет абсолютного зла
лишь искаженье
силой любви доброта
зеркало правит

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.