Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 11 (221), 2023 г.



Евгений Курдин
Сугубо личное…

М.: «Вест-Консалтинг», 2023


Книга Евгения Курдина, как произведение мемуарно-автобиографической прозы, тем и хороша, что автор, описывая действительность, соприкасается с ней непосредственно. В реальной жизни история изучает не общее, а частное, и от этого интерес к представленным в книге событиям не теряется, а, напротив, аккумулируется. Гораздо приятнее исследовать не сухие сведения и данные, а жизненные вехи отдельно взятых людей, индивидуальные факты прошлого.
Любое художественное произведение так или иначе отражает личность автора, однако текст, позиционируемый как автобиографический, подчиняется определенным законам. Автор выступает единым в трех лицах: как повествователь, главный герой и непосредственный участник упоминаемых событий, что придает данному жанру особую сложность написания. Все три «я» должны находиться в динамическом балансе, да еще писать о себе приходится достаточно объективно, что под силу только человеку рассудительному, дисциплинированному и с адекватной самооценкой. Впрочем, личные качества автора, сына дипломатического работника, именно таковы.
Жанр автобиографии предполагает также самоаналитичность, тонкую рефлексию над прошедшими событиями. Так, невольно сопоставляешь «тогда» и «сейчас», когда автор рассуждает о приучении маленьких детей к чтению, опираясь на личный опыт: «Чтение вслух не просто будит детское воображение, заставляет его работать не только в процессе самого чтения, но и в последующем, когда голос затих, а слова и образы между тем остались, они, если хотите, продолжают крутиться в голове. Я замирал на кухне у черной тарелки репродуктора, когда шли детские передачи или когда по радио читали сказки или передавали театральные инсценировки». Увы, в наши дни наблюдается «информационный парадокс»: бомбардируемый с экранов гаджетов разнообразным контентом, читатель страдает от недостатка пищи для души. Так и хочется сказать, что «тогда» люди взрослели быстрее…
Берет за душу и такое важное для автора понятие, как культура внутрисемейных и дружеских отношений. Евгений Курдин вспоминает: «Вообще, дружеские и родственные связи значили очень много, ходили в гости друг к другу на дни рождения или еще по какому-то, чаще всего семейному, поводу или вместе отмечали какие-то праздники. Застолье не было унылым или натужным, подшучивали друг над дружкой, в том числе и надо мной». К сожалению, такие семьи сейчас редко встретишь. Досадно, что в современном обществе родственные связи ослабевают, а то и вовсе рвутся: родственники могут годами не общаться, не знать, чем живы близкие люди.
Между тем, автор рассказывает о своей жизни честно, как есть, не пытаясь морализировать, скорее сетуя, что время изменилось. Некоторые факты своей биографии он озвучивает весьма прямолинейно: «Не буду лукавить, нельзя не сказать, что в жизни мне не раз приходила в голову мысль о том, что, скажем, курение иногда оказывается "полезным" в том смысле, чтобы не быть белой вороной, когда все кругом нещадно дымят, а уж перекур в течение рабочего дня и не один воспринимается как нечто само собой разумеющееся <…>». Когда человек так спокойно смотрит на жизнь, он уважает себя, собственную индивидуальность и уникальность, поэтому способен уважать и понимать других. В итоге принятие мира во всем его многообразии, в которое входит и практикуемое ежедневное употребление дозы никотина в кругу коллег, помогает человеку стать более счастливым и удовлетворенным окружающими. Обратите внимание: автор никого не осуждает, он отказывается от борьбы и, как ни удивительно, живет в гармонии с миром.
Эта история о прошлом автора, о детстве, вспоминая которое, можно спрятаться ненадолго от «взрослых» проблем. Читается книга со светлой печалью: читатель вспоминает и свое «детство золотое», первые радости, школьные годы… От того, как автор вспоминает о концерте в небольшом подмосковном клубе, у читателя начинает щемить сердце: «Выходя на сцену, еще даже не решил, что буду читать. В зале люди, что называется, среднего и старшего возраста, по большей части женщины. Интуитивно выбрал “Жди меня” Симонова. Почему, объяснить бы не смог, как-то так само собой получилось. Когда закончил, многие женщины вытирали платочками слезы. Вполне понятно, еще и 20 лет не прошло после окончания войны. Лишь спустя год, впервые после длительного перерыва, в таких масштабах будет всенародно отмечаться 9-е мая День Победы». Как это от нас далеко — и как стоит хранить память о прошлом! Великая Отечественная война — это наша история. Она говорит нам о том, кто мы есть, а потому знать ее мы обязаны. Грустно осознавать, что к современным школьникам в День Победы уже не приходят ветераны — так мало их осталось. Но, читая воспоминания очевидцев тех страшных событий и их потомков, мы понимаем, насколько страшна и трагична война. Память о Великой Отечественной помогает нам сохранять и передавать историческую правду новым поколениям. И, бесспорно, память необходима нам, чтобы не повторить ошибок, которые привели человечество в минувшем веке к огромным разрушениям.
Образ детства автора раскрывается в неразрывной связи с образом семьи. Исповедь матери автора, которая рассказывает о своей жизни, о том, как сама потеряла отца, вызывает у нас и сострадание, и грусть, и чувство почтительного удивления: дедушка автора, даже лежа на смертном одре, думает не о себе, а о близких: «Мы спрашиваем его: "Что ты хочешь съесть?" Он говорит: "Торта я хочу фруктового". Пошли в магазин, купили. Он сделал один глоток, говорит: "А я его купил, чтобы вы поели и чайку попили с тортом в последний раз со мной". Так и получилось, наутро его не стало». В воспоминаниях матери автора находят также отражение и то обстоятельство, что росла она в предвоенные годы, а потому не воспринимает себя как ребенка, а работает наравне со взрослыми, помогает семье: «И меня на работу нигде не берут. У меня не хватает лет. И мать пошла к начальнику паспортного стола и упросила, чтобы мне прибавили год. Когда мне прибавили год, то меня взяли на работу в товарную контору на станции. Я работала переписчиком, бегала списывала вагоны. Матери стало полегче, конечно».
Популярность, а значит, интерес к мемуарному жанру зависит в немалой степени от литературного мастерства автора. Евгений Курдин рассказывает свою историю простым, но доступным языком, близким к разговорному. Это создает атмосферу задушевной беседы и напоминает лишний раз о том, что простые истины — вечны.
Многие предпочитают забыть о своем детстве, поскольку этот период жизни заставляет вновь почувствовать себя маленьким, беззащитным. Но вместе с тяжелыми воспоминаниями теряется и легкость восприятия жизни, и детская непосредственность, способность фантазировать, веселиться. Книга Евгения Курдина хороша тем, что каждый из нас, соприкасаясь с миром автора, может, с одной стороны, оживить в воспоминаниях и свое детство, а с другой — посмотреть на изложенные события глазами взрослого человека. Ощутить, как автор реконструирует историю своей семьи и осознать, как сильно стоит нам ценить собственное прошлое.

Вера КИУЛИНА



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.