 |
 |
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|



Гвозди номера № 10 (220), 2023 г.

Александр СОБОЛЕВ 
Александр Соболев (1952–2023) — поэт, автор шести стихотворных сборников. Публиковался в журналах «Нева», «Дети Ра», «Prosodia», «Москва», «45‑я параллель», «Ковчег» и многих других. Лауреат премии журнала «Ковчег» 2006 г., победитель конкурса «Вечерней Москвы», обладатель Гран-при фестиваля «Провинция у моря» 2016 г., финалист Волошинского конкурса 2021 г.
ИСКАТЬ ЧЕЛОВЕКА ИСКАТЬ ЧЕЛОВЕКА
Давно не чту ни вождей, ни чина. Но есть в миру, что столь многолюден, не шанс, а, может быть, лишь причина найти особого homo ludens*. Не чудодея и не мессию, не супермена в седьмом колене, но человека природной силы и капитана своих волений. По искре взгляда, по стилю жеста искать Зачинщика, VIP-персону, из тех, кто крепок причинным местом, умом, пером, мастерком масона; умеет делать добро, сюрпризы, попытки, вещи и личный выбор; кладет начала, концы и визы, а то и камни — при слове «рыба»… И он готов, коли что, к расчету, и он спокоен всегда к награде. А если спросят, какого черта он тут находится и играет, во что и с кем, из каких коврижек — таким об этом и знать не надо. Когда — подале, когда — поближе — он слышит голос своей монады. Она, голубушка, лучше знает, зачем жильем себя наделила, почем ему эта боль зубная, которой группы его чернила. Свою решимость на красном, четном и блок, всегда для него опасный, он ставит именно против черта во всех личинах и ипостасях. Он дарит миру с себя по нитке, мешая аду, поодаль рая, играя Гессе, Шекспира, Шнитке, судьбой и жизнью своей играя. …Азарт и смелость сильнее тягот, да только это не те лекарства, пока Косая стоит на тяге и бьет на выбор себе бекасов. А значит — верьте или не верьте — среди забот о любви и корме играть приходится против смерти в ее отвратной и пошлой форме. Хотел бы стать не жрецом, скорее простым статистом его мистерий — но лишь бы вымпел единый реял над мистагогом и подмастерьем. Сыграть хоть тайм, непреложно помня, что в этой лиге хотят не славы, прийти хоть словом ему на помощь… Когда маэстро отправят в аут — играть без правил, играть без судей, ножу ответить своим дуплетом, отдав ферзя, (да игру, по сути) не горевать никогда об этом… А у надежды — чудная доля: она старается тихой сапой оставить оттиски на ладонях, пометить лица секретным крапом. Приметой блеклой и ненадежной она кочует по всем обновам. Но мне она — на любой одеже звездой Давида, тузом бубновым, шевроном, бляхой и голограммой, значком партийца, цветами клана. И вот на прочных и многогранных ищу отличку такого плана: пешком по будням, с горящей плошкой (пространство — здешнее, время — наше), чтобы вести игру не оплошно, чтобы при встрече своих спознаша. * Человек играющий (лат.)
ОБРЕТЕНИЕ ВОДЫ
На убывающей луне возьми немного крупной соли и с лунным светом в равной доле в воде смешай. Когда на дне исчезнут мутные кристаллы, поставь стакан перед собой… …Сегодня встретишься с Водой, пока еще не рассветало. Без заклинаний и свечей, вне власти тусклого рассудка — она блестит светло и чутко, и можешь ты доверить ей желанья тайные, глухие, ведь вы воистину вдвоем! С тобой — вода, твоя стихия, прозрачный, трепетный объем. Она поймет твою надежду, во всем к тебе благоволя. Не покажи себя невеждой, и в этот час не позволяй не только суетного слова, а даже внутреннюю речь... Но часть энергии живого освободи — и дай потечь в ночную воду из щепоти. Да только делай все всерьез! Она — в твоей греховной плоти, она — в твоем соленом поте и в блеске благодарных слез. В любом глотке и в капле каждой твоей горячечной крови она — твоя!.. И всею жаждой ее на помощь позови. И если сделать все, как надо, то как остаться ей в долгу?.. И ты почувствуешь прохладу, потом услышишь тихий гул, потом заметишь неустанный переплетающийся ток. Тогда, не медля, из стакана отпей единственный глоток... Как неожиданно и странно, что это тонкое стекло несет частицу океана со всем, что в нем проистекло! О, океан, моя родня!.. Сейчас, творя себе кумира, я нахожусь на грани мира, где он приветствует меня! Где, как желанная предтеча, голубовато-зелена, ко мне на радостную встречу идет все новая волна, в неиссякаемом порядке все новый зыбится карниз и циклопическою складкой себя обрушивает вниз. И мерный грохот — как крушенье всего, что сделали со мной слепые жертвоприношенья несправедливости земной... Как долго ты блуждал один, без покровителя и друга... Не знаю, в чем твоя заслуга, но это время позади с бесцветных будней чередой, разъединенных, растворенных — и снова оплодотворенных великой сущностью — Водой! Бледнеет ночь. Аэролиты идут к земле косым дождем. Давай немного подождем награды, в будущем сокрытой. Обетованная вода теперь с тобой всегда и всюду, и можно быть любому чуду… не будем спрашивать, когда.
* * *
Они не горят и не тают, ветром не треплются, кукушкины дети, вернейшая из валют. От реплики «тройки» до сонного женского лепета — кроят, вырезают, лепят, сердце куют. Все наши рубахи шиты ими и пороты. О чем бы не пекся, не обретался где б — они прирастают намертво. Долго ли, коротко — становятся жилистой плотью наших судеб. Эфирным движением духа, иной ли оказией окажется семенами в сыром саду и то, что впиталось бумагой, и то, что сказано, и то, что на самом деле имел в виду. Прими и владей, с вниманием и опаскою. Фонема «люблю», могучая мантра «ОМ», и корни идей, и совести пламя адское — одним рождены, единым встают стволом. Молчальник не прав. В брожении хмеля и солода лишь этот фермент признает Вселенной бадья, и быть по сему. И все самоварное золото не стоит свободы лихого не воробья.
* * *
Игуана лежит, обдаваемая океаном. Под гнездовьями птиц, не оставивших в скалах пустот, на уступе горы, утонувшем подножье вулкана, на краю ойкумены из дикого туфа растет. Игуана лежит. Зародясь у Барьерного рифа, разбивается вал, принося на крутых раменах золотисто-багровое. Громоподобным редифом мировой океан называет свои имена. Игуана лежит на камнях. Орхидея заката разгорается ярче и яростней. Вечность назад, и сегодня, и, может быть, завтра — из брызг розоватых на пылающий мир щелевидные смотрят глаза. Далеко континенты. Природы цари и питомцы заняты лишь собой, и посевом драконьих зубов прорастает история… Но от громадного солнца изливается встречная сила, тепло и любовь. И пока этот остров лежит на груди океана, а до гибели прежнего мира не так далеко — артефактом планеты, чудесным и подлинно странным, неизменным тотемом лежит допотопный дракон.
ДОРОГА НА ЮГ
Диван да ковер, пара стульев и столик удобный, на нем размещаются книги и то, что съедобно, и это — купе… А в нем — человек попивает прохладное зелье и движется с важной и невразумительной целью, один, аки перст. В служебном вагоне, где он — не угодно ли? — едет, чудесно отсутствует даже намек на соседей, а рядом течет полуденный клейстер сгущенного насыпью зноя. Да, есть проводница по имени, кажется, Зоя, но это не в счет. Он смотрит вовне из дуплянки, из люльки, из ложи… Почтенная женщина вежливо чаю предложит, белье принесет, но путник, увы, не знаток церемонии чайной. Он смотрит в окно, сознавая, что день не случаен, как, видимо, всё. В прогалах деревьев мелькает поселочков лего, стечением листьев и сучьев, семян и побегов прикрыт окоем. Проносятся мимо фестоны зеленых массивов, где белые кости стволов остаются красивы в посмертье своем. Потом проплывают пространства, где скошено жито… И вот уж купе до возможных пределов обжито составом вещей, не хочется есть, и не требует отдыха тело, и можно не думать… дистанция делает дело и здесь, и вообще… Итак, он летит по прямой, у момента в фаворе, в пустом позвонке у состава, в задонском просторе. Исчерпан компот; теперь, не спеша, побежденный дорожною ленью, он цедит просвеченный солнцем мускат впечатлений: ни дум, ни хлопот… Но как-то не сразу, не вдруг — постепенно, неявно — идет наложение и замещение планов, и наш пассажир магнитной головкой несется вдоль стертого трека и кожей читает фрагменты ушедшего века, его миражи. Он помнить не может, но волей самой Мнемозины — то сабли полоска сверкает крылом стрекозиным, то смутная тень от броневагонов мелькнет перед поездом встречным, как призрак Голландца в его возвращении вечном в сегодняшний день. Он следует — вглубь и назад — соляными пластами и видит, как едут на юг новобранцев составы… как бурый закат глядит через щели теплушек на груз человеков, которых ведет за Урал, от аулов и Мекки, судьба языка. Червонного золота свет над подсолнечным полем; упряжку быков и телегу с чумацкою солью; степные огни отряда комбайнов в короткие душные ночи; другого отряда, что в яме амбарной хлопочет, штыки да ремни… По рельсам — потоки несущего жизнь антрацита — и трактор тридцатых, рожденный ценой геноцида; коня в поводу — и танковых траков в горящем саду отпечаток, и женскую руку, сломившую влажный початок (для хроники дубль)… Под радостным небом, по глади, когда-то ковыльной, он катится к южным границам, прошитый навылет в вагоне пустом брезгливостью — с West’а и жадным вниманьем — с Востока. И дальних хребтов ощущая немирное око, — он помнит хребтом блудливый оскал разодравших страну лицедеев и прежних ура-патриотов с Великой идеей бесстыдный инцест, черты помышлений, побед, преступлений, поступков… Он мчится внутри грандиозной Отечества ступки, один, аки перст… И скорый — локальное время стремительно порет навстречу четвертому Риму. (Помпее? Гоморре?) А он — подчинен могучему кровному чувству. И с этим не спорят… Он едет по ровному дну колоссального моря древнейших времен…
Публикацию подготовила Ольга АНДРЕЕВА
|
 |