Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 9 (219), 2023 г.



Екатерина Яковлева
Голоса мертвецов

М.: «Вест-Консалтинг», 2023


Этого события не может избежать ни один человек на свете. Одна из жизненных истин состоит в том, что всему приходит конец. Смерть постоянно сопровождает нас на жизненном пути, продолжая оставаться его финальной — и неотъемлемой частью. Многих пугает этот первобытный страх небытия. Но Екатерина Яковлева свободно разрабатывает «загробную» тематику, романтизирует ее, вдохновенно описывая неземное пространство:

И даль чужеродных просторов,
Где небо целует цветы…
Глаза закрываю, и снова…
Мне снятся иные миры.

Правильное отношение к смерти, как ни странно, позволяет осознанно проживать каждый день. Если смерть воспринимается нами как часть жизни, то конечность отпущенного человеку времени воспринимается философски, чуть отстраненно, но с уважением, даже с почтением, в котором заключено напутствие ценить каждую прожитую минуту:

Время не верит обетам,
В долг не отпустит минут,
С каждого звонкой «монетой»
Щедрую плату возьмут.

Всматриваясь в бездну, лирическая героиня Екатерины Яковлевой беседует с Гекатой, древнегреческой богиней тьмы и мрака. Суровая владычица, правящая земной триадой человеческого существования — рождением, жизнью и смертью — благосклонно принимает молодую женщину, которая усвоила непростые истины:

Ты учишь, что время кратко,
Что нужно лелеять мгновенья,
У Смерти своя отгадка
На тайну земного рожденья.

Стихотворение завершается благодарностью неоднозначной и противоречивой богине, сложный образ которой до сих пор не дает покоя исследователям. Древние греки считали ее колдуньей, покровительницей «гиблых мест», но при этом взывали о помощи, зная, что богиня милостива. Много в этом образе пугающего: владычица судеб изображалась в окружении клыкастых собак, она носила остроконечный головной убор и, по преданию, считалась причиной безумия, измененных состояний психики, а также ночных кошмаров. К ней обращались за помощью в тяжелых случаях, когда ситуация просителя находилась «на грани жизни и смерти». А лирическая героиня Екатерины Яковлевой с ней на «ты». И, кажется, нисколько ее не боится. Это и шокирует читателя, и раззадоривает: а как это она так, может, она чем-то отличается от нас, простых смертных?.. С древнеегипетскими богами она тоже общается, в молитве обращаясь к Анубису — богу погребальных ритуалов и мумификации. Это выглядит и печально, и страшно:

Анубис, закрой мне ладонью глаза,
Даруй безмятежность забвения,
Пусть в жизни покоя изведать нельзя, —
Во сне получу избавление.

В книге много внимания уделено состоянию неприкаянности лирической героини. Видно, что она противопоставляет себя обществу, в котором смерть как бы «отрицается». Люди предпочитают обсуждать чужие автокатастрофы и совершенно не задумываются о том, что рано или поздно оборвется их собственная жизнь. В такой среде «белой вороной» выглядит молодая женщина, пылко воспевающая это табуированное состояние:

О, Смерть, твое влеченье ненасытно,
Ты за любовь возьмешь последний вдох,
На черном сердце красного не видно,
На черном цвете нет других цветов.

Пугает, ей-богу. Но задуматься точно заставляет. Страх смерти является индикатором отношения к жизни как отдельного человека, так и современного общества. Мы можем не разделять мировоззрение автора, но при прочтении данных строк интересно прислушаться к себе: как они отозвались?.. И тут у читателей появляется целый спектр эмоций: от восторженного принятия до первобытного страха — сколько людей, столько и реакций. При этом книга выстроена так, что финальное стихотворение обрывается многоточием, которое так же многозначно, ибо предполагает надежду, что разговор не совсем окончен, и книга далеко не последняя, а сейчас нужно просто на время остановиться и «перевести дыхание»:

Вот и все, обрывается строчка,
Наступила минута молчанья,
Жизнь поставила жирные точки —
Многоточие вместо прощанья…

Кажется, будто это неважно: боишься ты смерти или предпочитаешь не думать о ней, как ты относишься к своей жизни и жизни других людей, в конце концов, задавал ли ты себе хоть раз главный вопрос: «Для чего я живу?». Но именно этот вопрос и определяет в конечном итоге, что человек оставит после себя. Эта книга порождает у читателя ряд экзистенциальных вопросов, на которые нет однозначных ответов. Открывая нам свои переживания, автор подстегивает нас задуматься о своих ценностях. О главном. О смысле…

Надежда ДРОЗД



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.