 |
 |
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|



Гвозди номера № 5 (215), 2023 г.

НЕУКРОТИМЫЙ ЯР
К 110-летию Ярослава Смелякова
 Судьба терла его в шероховатых ладонях, будто стремясь превратить в пыль. Но он — выжил. …В начале стихи идут густо, обильно, написанные… практически юношей, потом — обрыв: два стихотворения, созданные в 1935 году… Он подвергался репрессиям до 1938 года. Затем будет финский плен, после освобождения из которого последует очередное заключение… Такая вот своеобразная тишина.
Тихо прожил я жизнь человечью: ни бурана, ни шторма не знал, по волнам океана не плавал, в облаках и во сне не летал. Но зато, словно юность вторую, полюбил я в просторном краю эту черную землю сырую, эту милую землю мою. Для нее ничего не жалея, я лишался покоя и сна, стали руки большие темнее, но зато посветлела она.
В общем, в спокойной гармонии мудрого стихотворения есть намек на бессчетность злоключений: лишился покоя и сна… стали руки темнее… Но — сам лад стиха говорит о такой силе духа, что и земные мытарства, выпавшие на долю Ярослава Смелякова (близкие называли его Яр), будто естественное продолжение счастья бытования на земле. Какое золотое сияние лучится от «Манон Леско» — в исполнении Смелякова:
Много лет и много дней назад жил в зеленой Франции аббат. Он великим сердцеведом был. Слушая, как пели соловьи, он, смеясь и плача, сочинил золотую книгу о любви.
Словно и в такой — страстно-изломанной, тяжестью любви придавленной книге — есть своя гармония… Необыкновенная цветовая гамма мира влекла Смелякова, словно стремился разгадать он код оной, восприняв суммой, квинтэссенцией гамму, предлагаемую Крымом:
Красочна крымская красота. В мире палитры богаче нету. Такие встречаются здесь цвета, что и названья не знаешь цвету.
Звук играет, словно представляя собой определенные варианты яркости и контрастности. Драгоценный звук. Была в поэзии Смелякова и особая простота, используя которую он живописал людей, показывая, как жизнь проходит сквозь них, оставляя сложные следы… Он прекрасно делал стихотворные портреты — с мускульным нажимом, жестко и точно; и легкая, акварельная наивность хорошей девочки Лиды согревала души поколений…
Александр БАЛТИН
|
 |