Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 3 (213), 2023 г.



АЛЕКСАНДРА КРЮЧКОВА О ЖАЖДЕ ЛЮБВИ

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»
                                                   (Евангелие от Матфея, 5:8)

Еще ни одна из прочитанных мной в жизни книг не вызывала во мне столь широкой гаммы эмоций, как «Сказки призраков» из авторской серии «Игра в Иную Реальность» Александры Крючковой — настолько разнообразны и многолики включенные в сборник рассказы, почти каждый — с непредсказуемым финалом!
Герои книги, увы, — призраки. Все они бродили по свету, любили, совершали хорошие и плохие поступки, ошибались, испытывали чувство вины. И однажды, покинув мир живых, попали в Иную Реальность, где делятся своими земными и небесными историями с душой автора, переместившейся из реанимации на Тот Свет, но по воле Всевышнего вскоре возвращенной на Землю.
Жажда любви, на мой взгляд, является основным лейтмотивом книги, и, несмотря на «призрачность» героев, — любви земной, поскольку божественной любви и в книге, и у автора хватит на всех. По ходу чтения возникает ощущение, что Александра любит не только большинство своих персонажей, но и каждого из еще живущих, и переживает за всех нас, чтобы однажды мы не оказались на месте того или иного призрака, сожалеющего об упущенных при жизни возможностях, поскольку большинство героев книги внезапно осознали, что

«жизнь закончилась, а мы так и не успели сделать в ней что-то очень и очень важное…»
(«Разбитое зеркало»)

И кажется, голос души автора, срываясь на крик, будет звучать подобно колоколу из ее Иной Реальности вечно — во имя пробуждения каждого из еще живущих на Земле:

«И от безысходности и собственной беспомощности… боль лишь многократно усиливается — это боль призрака, который не может ни переписать далекое прошлое, ни утешить себя в нем, ни найти того, кого он потерял, чтобы сказать ему самое главное и… чрезмерно простое, но почему-то так и не произнесенное вовремя: “Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ!”»
(«Там, где нас больше нет»)

Герои Крючковой слишком поздно раскаиваются, что непозволительно легко разбрасывались близкими и мелочно меняли теплоту души на материальные блага («Застрявший Плутон», «Белый танец», «Кайлас», «Канарейка»).
Подчеркну редкостное явление в современной действительности — речь идет о самоотдаче — не получить чью-то любовь, а выразить кому-то свою — вот что важно и главным героям, и самому автору.

«Сейчас, вспоминая эти эпизоды, я думаю: почему мы не говорим нашим близким добрых слов? Не поддерживаем в моменты нахлынувшей на них печали?.. <…> Наверное, я любил ее, но боялся признаться в этом себе самому… боялся ответственности и потери собственной независимости…»
(«Кайлас»)

Совершенно восхитительно в рассказе «Кошачье имя» устами главной героини — собаки — звучит вопрос:

«Почему же люди, которые в отличие от собак, обладают даром речи, не в состоянии понять самих себя и друг друга, хотя бы просто для того, чтобы стать счастливыми?»

Да-да, любовь — вот что самое главное для автора, да и не сказки вовсе ее истории, а настоящая правда! А «Правда открывается человеку только в любви и любовью» (о. В. Шпиллер).
Несмотря на то, что «Вере хотелось любви, а не ужастиков» («Сценарий»), рок преследует практически всех персонажей, а о печальных последствиях в судьбах тех, кто не замечал ни знаков «Стоп!» на своем пути, ни, напротив, «случайных» счастливых совпадений, говорится в рассказах «На берегу Темзы», «Город Дождей», «Сценарий», «Кайлас», «Фотопленка».
Могла ли автор действительно попасть в Потусторонний мир, видеть призраков и даже беседовать с ними? «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», — говорил Христос своим ученикам в Нагорной проповеди. Что означают эти слова? «Чистые сердцем» — искренние, правдивые, бескорыстные люди с открытым сердцем, в котором нет места самолюбию и гордости, порочным и нечистым мыслям, зависти и осуждению. Их сердца исполнены любви, милосердия и кротости. Бог невидим, но Его можно видеть в Его действиях (энергиях), Его откровениях и в доступных человеку образах. Незлобивые и смиренные сердцем люди, еще при жизни получившие дар прозорливости и чудес, способны созерцать Бога «очами сердца». Кроме святых угодников, даром видеть Господа обладают дети, потому что их чистое сердце открыто, они не лукавы, искренни и не умеют еще лгать.
Героями историй Александры Крючковой часто являются дети («Кристи», «Воины Света», «Печать», «Сценарий», «Девочка и Море», «Девочка и Кошка», «Прощание с детством», «Сон старого Фонаря», «Лестница в Небо»), иногда наблюдается погружение взрослых персонажей в воспоминания об их детстве («Дом у станции», «Пианино», «Там, где нас уже нет»), что свидетельствует о важности данного периода для автора, только детство его предстает перед читателем совершенно не безоблачным. В нем звучит эхо печальных сказок Г. Х. Андерсена, отчетливо раздается слово «смерть». Сквозь разнообразные вариации на тему глубинного одиночества проглядывается очевидное — боль потери самых близких людей, невозможность найти понимание окружающих и, как следствие, обращение взгляда в Небо («Кувшинка», «Лестница в Небо», «Воины Света», «Девочка и море», «Девочка и Кошка»).
Особую значимость, на мой взгляд, имеет лаконичная миниатюра «Девочка и Кошка», героиня которого — маленькая девочка, потерявшая родителей. Ее точка невозврата в чужой и холодный земной город стала точкой перехода в Иную Реальность, но в ее сердце до сих пор звучат:

«…чьи-то жесткие слова о том, что верящие в призраков — всего лишь сумасшедшие, которые никому не нужны… Спустя несколько лет Девочка и Черная Кошка обошли всю Землю, но так и не нашли себе места, ведь в какой бы город они ни забредали, в нем обязательно находились и те, кто отрицал существование призраков, и те, кто демонизировал черных котов. Тогда Девочка и Кошка решили уйти в метель, чтобы разыскать то место, где Земля переходит в Небо».

Впрочем, в том, что девочка, потерявшая родителей, получила доступ к Тонкому Миру, нет ничего удивительного, ведь Иная Реальность, о которой уже с двенадцатилетнего возраста пишет Александра (что следует из датировки ее рассказов), существует, и дети — чистые сердцем, безгрешные существа — способны видеть его проявления, включая призраков. Да и по мере прочтения книги, я все больше убеждалась, что, несмотря на физический возраст, автор в душе так и осталась той самой маленькой девочкой.

«Казалось бы, трагичный жизненный опыт, в разы превышающий мой собственный, должен мгновенно превращать любое существо в старика или в старуху, но и выглядела Катя молодо, и в душе оставалась ребенком».
(«Кайлас»)

«Времени не существует. Оно условно и относительно. И ты научишься им управлять, когда поймешь, что на самом деле совершенно не важно, сколько тебе лет на Земле, главное — кем ты себя ощущаешь…»
(«Прощание с детством»)

Читать «сказки» Александры Крючковой — удовольствие, писательница умеет быть лаконичной, совмещая глубину философских мыслей с простым изложением и неповторяемостью сюжетов.
Однако «Сказки призраков» — книга для взрослых. И здесь вполне уместна маркировка 18+, поскольку в холодящих душу рассказах, с отголосками детективных сериалов и даже триллеров Альфреда Хичкока, из главы «Вершитель Судеб» («Клюква», «За мороженое», «Спортсмен», «Две женщины», «Смертельно уставшие»), описываются случаи психических отклонений, физического насилия и патологической жестокости. Два изощренных убийства из той же главы — «Ночной гость» и «Мертворожденная» потрясают до глубины души, а легкость, с которой совершаются преступления ошеломляет («Кофе», «Ветер Перемен», «Межгалактический Союз Писателей», «Спокойной ночи!»).
Страшно от осознания, что эти истории взяты из нашей жизни («За мороженое» напомнил мне откровение героя из цикла телепередач В. Познера «Человек в маске», а «Спокойной ночи» — разборки 1990-х). Александра Крючкова не стесняется показывать многогранность мира без прикрас, что подтверждается в «Эпилоге», при возращении на Землю, когда автор обращается к читателю:

«Вы хотите понять: черная я или белая? Но в этом мире нет, не было и никогда не будет Черного отдельно от Белого. Я белая и черная одновременно. Как, впрочем, и вы».

Надо только не забывать, что главные герои этих рассказов уже предстали пред Судом Всевышнего, и каждый из нас однажды явится в Зал Суда. Только не подумайте, что в книге дается назидательный рецепт «правильной» жизни. Читателю предлагается самому решать, какой выбрать путь. Но в каждой из рассказанных историй чувствуется боль автора за ближнего и молчаливый крик: «Остановитесь! Задумайтесь!» И не только о смерти, но и о том, всегда ли помощь, которую мы оказываем, благотворна — необходимо предусмотреть возможные ловушки. И будьте осторожны в своих желаниях — их трагические последствия воистину непредсказуемы («Желание», «Няня», «Вершитель Судеб» и др.).

«Виктор Анатольевич стоял рядом со своим телом, безжизненно распластанным в черном кожаном кресле, залитым кровью, и бормотал:
— Что здесь произошло? Я ничего не помню… Как это? Почему? Из-за чего?
Внезапно в кабинете появилась няня. Она бросила на Иру тяжелый взгляд, взяла Орлова за руку и молча увела за собой… в Зеркало…»
(«Няня»)

Явления призраков еще живущим на Земле, описанные Александрой Крючковой в главе «Неприкаянные», уже неоднократно сравнивали с Эдгаром По и другие рецензенты, с которыми я полностью согласна (Д. Немельштейн в журнале «Дети Ра» № 1 (194)/2022 и А. Карпенко в газете «Поэтоград» № 12/2014).
Однако уникальный особняк занимают истории, происходящие в Потустороннем мире, — глава «Ностальгия по телесному». Фэнтези? Да, но именно здесь, помимо повести «Темная Башня» с провидческими словами Крючковой о биолабораториях и самоиронии «Храм, или Когда умирают феи», находится настоящий шедевр — рассказ «Маг», жемчужина из ожерелья мудрости. Цитировать бесполезно — «У каждой души — свои задачи!» — такое нужно читать целиком, и я уверена, вы запомните его на всю жизнь! Впрочем, каждая «сказка» — это отдельная судьба с совершенно непредсказуемым финалом!
Пронизанные жаждой жизни и любви «Сказки призраков» очевидно переданы нам из Иной Реальности как предложение задуматься об истинных ценностях, ответственности за свои поступки и слова, а главное — за растрату отпущенного нам на Земле времени, изначально предназначенного для… любви. Спасибо и браво автору!

Нина АБРАШИНА,
публицист, врач,
член Союза писателей России



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.