 |
 |
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|



Гвозди номера № 3 (213), 2023 г.

Алина Дием 
Формы и вариации
М.: «Вест-Консалтинг», 2023
Твердые стихотворные формы в настоящее время незаслуженно подзабыты стихотворцами, в том числе и профессионалами. Слишком уж много условий нужно соблюсти, чтобы получилось хорошее произведение. Стихотворения, написанные по канону, то есть по-особенному, по устоявшемуся правилу, на первый взгляд, выглядят жесткими, лишенными свободы поэтического высказывания. Ничего подобного. Ты попробуй, напиши по правилам! Без правил и недоучка способен кое-как увязать созвучия в нечто условно готовое к прочтению. Например, всем известный сонет, кажется легким и невесомым за счет своеобразной рифмовки. Популярно заблуждение начинающих стихотворцев, что для сонета не нужно много времени: часик посижу — и готово. Между тем, изящество этой стихотворной формы требует выверенных слов, изысканного языка, немного старомодного, но безукоризненно точного. Вот и Алина Дием, русская поэтесса, живущая во Франции, плавно заканчивает свой «Сонет к завтрашнему дню»:
И будет вхожим в окна теплый ветер, с полудня солнце и в ночи звезда. И мед янтарный каплей с черным хлебом, и рядом вдаль бегущая вода. И нужно лишь одно — чтоб пелось с небесного пространства как с листа.
Язык сонета обязан быть певучим, возвышенным. Слова будто стекают с ложечки густым медом. В свою очередь, ода представляет собой восхваление того, кому она посвящена, а значит, ей надлежит излучать торжественное славословие, как скажем, в обращении к России в замечательной «Оде к русским поэтам»:
Ты их учила воспевать просторы, в огне калила молодые лбы. Цари боялись вольного их слова, срывали эполеты — и в Сибирь!
Правда, мощная опора на родоначальников жанра русской оды? Державинские интонации, смягченные взором из будущего, с оглядкой, с поправкой на реалии текущего столетия. К сожалению, произведений, основанных на русской поэтической традиции, в настоящем издании не очень много. Эта книжечка посвящена европейским твердым формам стихосложения и рассчитана в первую очередь на любителей поэзии. Алина Дием включила в сборник не только сонеты и оды, более-менее знакомые нам со школьной скамьи, но и формы, неизвестные широкой публике. Таких, кстати, большинство. Знаете ли вы, что представляет из себя рондо, октава или, допустим, ритурнель? Между тем, названия этих особых строфических форм заимствованы из музыки, а последнее из них произошло от народного танца с припевами. Стихотворный размер ритурнеля свободный, то есть автор волен выбрать его по собственному вкусу. Эта форма, в силу своих особенностей, может звучать вполне злободневно, как скажем, «Современная ритурнель»:
Ведьмы в одежках от Дольче Габбана злы, как Наоми. Жажду всего и сейчас выбирая, у себя ли крадем или у граждан?
Интересно вышло. Имена сплошь сегодняшние, так сказать, звездные, а проблематика — вне времени. Жадность губит, философия консьюмеризма обречена. Это звучит красиво и вполне в духе нашего времени. Алина Дием тонко соблюдает баланс между строгостью формы и новизной содержания. Красота поэтического слова для автора первостепенна. Так звучит в ее исполнении величавый рондель (это еще одна стихотворная форма, современными стихотворцами практически не используемая):
Врут ясновидцы, что ложь с полуправдой не отличимы. Правда воскреснет неотвратимо, дай отлежаться старой волчицей.
Твердые формы предполагают безукоризненно отточенную лексику. Тут хочешь не хочешь, а вынужден следить за чистотой языка, стройностью рифмы и соблюдением размера. Установление все более жестких формальных ограничений открывает автору поле для дальнейших экспериментов. Алина Дием плавно движется от сонета к секстине (самой сложной строгой стихотворной форме, придуманной в XIII веке поэтами Прованса). Заданная предсказуемость формальных элементов вкупе с мудрыми авторскими размышлениями, гармония поэтического языка — все это позволяет нам считать данную книгу находкой для настоящих ценителей поэзии.
Ольга ЕФИМОВА
|
 |