Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 3 (213), 2023 г.



Алина Дием
Формы и вариации

М.: «Вест-Консалтинг», 2023


Твердые стихотворные формы в настоящее время незаслуженно подзабыты стихотворцами, в том числе и профессионалами. Слишком уж много условий нужно соблюсти, чтобы получилось хорошее произведение. Стихотворения, написанные по канону, то есть по-особенному, по устоявшемуся правилу, на первый взгляд, выглядят жесткими, лишенными свободы поэтического высказывания. Ничего подобного. Ты попробуй, напиши по правилам! Без правил и недоучка способен кое-как увязать созвучия в нечто условно готовое к прочтению.
Например, всем известный сонет, кажется легким и невесомым за счет своеобразной рифмовки. Популярно заблуждение начинающих стихотворцев, что для сонета не нужно много времени: часик посижу — и готово. Между тем, изящество этой стихотворной формы требует выверенных слов, изысканного языка, немного старомодного, но безукоризненно точного. Вот и Алина Дием, русская поэтесса, живущая во Франции, плавно заканчивает свой «Сонет к завтрашнему дню»:

И будет вхожим в окна теплый ветер,
с полудня солнце и в ночи звезда.
И мед янтарный каплей с черным хлебом,

и рядом вдаль бегущая вода.
И нужно лишь одно — чтоб пелось
с небесного пространства как с листа.

Язык сонета обязан быть певучим, возвышенным. Слова будто стекают с ложечки густым медом. В свою очередь, ода представляет собой восхваление того, кому она посвящена, а значит, ей надлежит излучать торжественное славословие, как скажем, в обращении к России в замечательной «Оде к русским поэтам»:

Ты их учила воспевать просторы,
в огне калила молодые лбы.
Цари боялись вольного их слова,
срывали эполеты — и в Сибирь!

Правда, мощная опора на родоначальников жанра русской оды? Державинские интонации, смягченные взором из будущего, с оглядкой, с поправкой на реалии текущего столетия. К сожалению, произведений, основанных на русской поэтической традиции, в настоящем издании не очень много. Эта книжечка посвящена европейским твердым формам стихосложения и рассчитана в первую очередь на любителей поэзии. Алина Дием включила в сборник не только сонеты и оды, более-менее знакомые нам со школьной скамьи, но и формы, неизвестные широкой публике. Таких, кстати, большинство. Знаете ли вы, что представляет из себя рондо, октава или, допустим, ритурнель? Между тем, названия этих особых строфических форм заимствованы из музыки, а последнее из них произошло от народного танца с припевами.
Стихотворный размер ритурнеля свободный, то есть автор волен выбрать его по собственному вкусу. Эта форма, в силу своих особенностей, может звучать вполне злободневно, как скажем, «Современная ритурнель»:

Ведьмы
в одежках от Дольче Габбана
злы, как Наоми.

Жажду
всего и сейчас выбирая,
у себя ли крадем или у граждан?

Интересно вышло. Имена сплошь сегодняшние, так сказать, звездные, а проблематика — вне времени. Жадность губит, философия консьюмеризма обречена. Это звучит красиво и вполне в духе нашего времени. Алина Дием тонко соблюдает баланс между строгостью формы и новизной содержания. Красота поэтического слова для автора первостепенна. Так звучит в ее исполнении величавый рондель (это еще одна стихотворная форма, современными стихотворцами практически не используемая):

Врут ясновидцы,
что ложь с полуправдой не отличимы.
Правда воскреснет неотвратимо,
дай отлежаться старой волчицей.

Твердые формы предполагают безукоризненно отточенную лексику. Тут хочешь не хочешь, а вынужден следить за чистотой языка, стройностью рифмы и соблюдением размера. Установление все более жестких формальных ограничений открывает автору поле для дальнейших экспериментов. Алина Дием плавно движется от сонета к секстине (самой сложной строгой стихотворной форме, придуманной в XIII веке поэтами Прованса). Заданная предсказуемость формальных элементов вкупе с мудрыми авторскими размышлениями, гармония поэтического языка — все это позволяет нам считать данную книгу находкой для настоящих ценителей поэзии.

Ольга ЕФИМОВА



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.