 |
 |
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|



Гвозди номера № 3 (213), 2023 г.

О ПОЭЗИИ НАТАЛЬИ ГРАНЦЕВОЙ
 Двадцатый век, организовав гекатомбы жертв, показав возможности расчеловечивания, бушевал избыточно (кто в пределах финала оного представлял физиономию двадцать первого?) — он бушевал, провоцируя поэта на стихи, совмещающие образный анализ и лирическое натяжение:
Мы все от двадцатого века устали. Подобно кошмару, он длится и длится, Растет как подлесок на лесоповале, Вздымает тиранов вампирские лица. Как будто погибели новый Аттила, Он старческой мощью сердца попирает. Он новому времени роет могилу, И не умирает, и не умирает.
Сильно вибрирует стих Натальи Гранцевой, мощно разносятся ритмы его. Характерная черта поэтической индивидуальности — совмещение скрупулезного анализа данности, предложенной окрест, с лирической плавностью мерно развивающегося стиха. Стихотворение может быть жестким, как наждачная правда яви:
Герои вчерашнего дня полиняли, Их галстуки вышли навеки из моды. Они не вписались в стальные скрижали Истории, доблести, чуда, природы. Они доживают с почетом в разлуке И селфят себя по всему околотку. Их тачки крутые и зависть обслуги Повыдохлись, словно паленая водка.
Смена вех происходит постоянно; мы можем даже не замечать оной, влияющей, тем не менее, на нас чрезвычайно. И суть поэтического действа — возвышенный, неземной образ художественно осмысленных слов — предстает в стихотворении поэта с алмазной четкостью:
Невероятно! — встретить гения В толпе пустыни безымянной И вдруг вдохнуть стихотворение, Как облако с алмазной манной.
Поэзия Гранцевой красива. Она, сгущаясь и уплотняясь, при этом не теряя полетности, рассчитана на гармонизацию пространства — в чем, собственно, и заключается миссия стихов. …Рисуется портрет Ломоносова — с сильным упором на фактуру оного образа:
Наук духовных генерал, Боец в чужом пиру, Отец поэзии сказал: Назло вам не умру! Рожденный истину любить И камни собирать, Не дам историю убить И правду переврать!
Мощь, ломающая преграды, звенит медью и вибрирует проводами сути. А вот — распускается волшебным цветком таинственность, мера подлинности поэзии:
Из-под храма огромного, башен, химер, Из-под бездн земляных и скалистых пещер, Из оков преисподней своей ледяной Вылетает невидимый всадник ночной. Повелитель дорог, переправ и мостов, Эмиссар европейских идей и кнутов, Чужестранец в чугунном лавровом венке, Он летит на закат в исполинском прыжке.
И стихотворение — будто стянуто туго мерцанием льдистого материала, чью сущность не определить. Это и есть тайна дара. Дар Натальи Гранцевой — алхимического свойства: все, к чему ни прикасается, обращается в волшебство поэзии…
Александр БАЛТИН
|
 |