Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 06 (74), 2011 г.



Юбилей Виктора Сосноры в Петербурге

В апреле исполнилось 75 лет выдающемуся современному поэту, прозаику, художнику, драматургу и фольклористу, петербуржцу Виктору Александровичу Сосноре. Он член Союза писателей, действительный член Академии русского стиха в Москве, автор множества сборников стихов, прозаических произведений, переложений Катулла, Оскара Уайльда, Эдгара По, Арагона, А. Гинзберга. В теме "Древней Руси", по словам Д. С. Лихачёва, "Соснора поэтически домысливает летописные сказания". Он создал отличающиеся необыкновенной убедительностью психологические портреты таких поэтов, как Блок, Маяковский, Цветаева, Есенин, Пастернак. Он дружил с Лилей Брик, которая называла его преемником Маяковского, и Николаем Асеевым. Будучи лауреатом премий Андрея Белого в номинации "За особые заслуги перед русской литературой" и им. Аполлона Григорьева, в этом году он получил самую значительную, национальную премию "Поэт" за наивысшие достижения в современной русской поэзии. Виктор Соснора в разное время читал курсы лекций в США, Новом Парижском университете, преподавал во Вроцлаве. Его стихи и проза переведены в США, Германии, Чехии, Словакии, Болгарии, Венгрии, Италии, Франции и других странах. Он сам графически оформляет свои книги. Одно из ярких высказываний юбиляра: "Литературного процесса нет, есть только гений, который все решает".

Строка из его стихотворения "Я — только рисовальщик слов" дала название первой в России персональной художественной выставке В. А. Сосноры, которая была открыта в Петербурге в библиотеке Маяковского на Фонтанке. На ней были представлены рисунки и монотипии — черно-белые, монохромные и даже несколько цветных. "Рисунки Виктора Сосноры не изображают нам небо — они оттуда", — написала французская художница Фредерик Гета-Ливиани.

28 апреля, в день рождения поэта, в Петербургском Доме писателя на Звенигородской состоялся юбилейный вечер Виктора Сосноры. Сам юбиляр из-за болезни не смог присутствовать на мероприятии, однако зал был полон теми, кто пришел выразить свое уважение и восхищение виновнику торжества. Галина Гампер открыла вечер чтением своих стихов-посвящений Виктору Александровичу. А. Рубашкин продекламировал несколько стихотворений из золотого фонда поэзии своего друга. Выступающий отметил, что личность и творчество юбиляра оказали огромное влияние на всю нашу поэзию, культуру, и мы сейчас можем пожинать плоды этого влияния.

Людмила Зубова прочитала отрывки из своих исследований поэзии Виктора Сосноры, отметив, что, хотя его считают поэтическим наследником Хлебникова, Заболоцкого, Цветаевой, Маяковского, он с самого начала не был похож ни на кого, обладая личным поэтическим языком. Виктор Соснора — поэт, завороженный звуками, которыми пользуется, как музыкальными инструментами. Можно сказать, что на жизнь в его лице смотрит поэт, а пишет художник, или наоборот. В 60-е годы его поэтическая самостоятельность была особенно дорога, как глоток правды. В его творчестве проявился не фальшивый, а настоящий реализм, хотя Виктор Александрович представляет собой поэта авангардного. Программу эстетической свободы Соснора блестяще исполняет всю жизнь. По его убеждению, поэту говорить красиво не приходится, его стихия — слово, а оно может быть любым. Ранние стихи его кажутся простыми, а оказываются на поверку сложными. И наоборот, поздние стихи представляются сложными, но если вникнуть в его поэтический мир, то все становится понятно. Читать позднего Соснору — трудно, но это и большая радость.

Очень эмоционально выступающий Слава Лён высказал мнение, что величайшего русского поэта следовало чествовать в этот день совсем на другом уровне, в Мариинском театре, с участием городских и государственных отделов по культуре. Новейшую поэзию Слава Лён назвал частью "бронзового" века русской культуры и поэтов разделил условно на категории: поэты буферные или конформисты, представители соцреализма и нонконформисты, андеграундцы. По мнению выступающего, поэты подпольные принципиально отличались от подцензурных, во-первых, потому что писали "в стол", а значит, свободно, во-вторых, писали книгами, а не сборниками, и, кроме того, были ориентированы на авангард. Каждая школа имела свой язык, метод, стилистику, и поэтическое соревнование между ними означало продвижение вперед в креативном плане. Что касается Виктора Сосноры, то он создал совершенно определенную, уникальную систему стиха, убежав на сто лет вперед, и систему эту нам сейчас предстоит вдумчиво изучать. "Я веселый Мефистофель, я лишь миф...", — с улыбкой дразнит нас поэт в своих стихах.

На вечере были зачитаны поздравительные телеграммы — из Москвы от Сергея Миронова и от председателя по культуре Санкт-Петербургской мэрии Антона Губанкова, который, в частности, поблагодарил юбиляра за моменты озарения причастности к прекрасному. Было еще много выступлений в этот день, и все они отличались искренним восхищением поэтом.

А 30 апреля в Доме Кочневой на Фонтанке прошло музыкально-поэтическое чествование Виктора Сосноры "Песни Бояна", который можно назвать поэзоконцертом. В нем приняли участие поэты Галина Илюхина, Антон Прозоров, Евгений Лукин, Евгений Антипов и другие. Прозвучали музыкальные произведения, созданные на стихи юбиляра и гостей вечера.

В целом, неподдельная любовь и уважение к Виктору Александровичу Сосноре позволила петербургским деятелям культуры сделать все мероприятия яркими и запоминающимися.

Ольга ДЕНИСОВА,
собкор "ЛИ" в Санкт-Петербурге



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.