Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 06 (74), 2011 г.



Презентация российского поэтического кино в Берлине

12 мая в Литературной творческой мастерской Берлина состоялась презентация нового в России искусства: видеопоэзии. Восемь поэтических клипов были представлены поэтом, культурологом, литературным и художественным критиком, научным сотрудником Российского Института Истории Искусств Дмитрием Голынко.

Голынко изучает развитие русского электронно-медиального искусства и, в связи с этим, ему пришла идея представить поэтический фильм современной России таким, каким его практически не знают в Германии, поскольку российская видеопоэзия — достаточно новый феномен.

Если появление поэтического фильма в мировом контексте принято отсчитывать с начала 80-х, то в России это явление запоздало на 20-25 лет. Буквально недавно, начиная с 2008 года, оно становится необычайно популярным. Поддержанные немецкой стороной — в частности, руководителем Берлинской литературной мастерской Томасом Вольфартом, прошли фестивали видеопоэзии, где выставлялись совместные работы кинематографистов с поэтами, не только в Москве, но и в Перми, а премьерные показы в Саратове, Нижнем Новгороде, Самаре. Можно уже сказать, что сейчас этот молодой жанр — синтез литературы и кино — для русского контекста является очень популярным. Это связано с тем, что за последние 20 лет поэтическая аудитория значительно уменьшилась во всем мире, в том числе и в России. Поэтический фильм потому отчасти выполняет задачу вернуть интерес к поэзии и снова завоевать аудиторию.

В настоящее время такой фильм делится на три типа: иллюстрация стихотворения, его интерпретация и взаимное зачеркивание двух языков — поэтического и кинематографического. В России мы наблюдаем два направления развития поэтического фильма. Первое направление коммерческое или гламурное, включающее визуализацию интимного лирического переживания поэта. Для этого используется анимация и другие высокотехнологические ресурсы. Второе направление — противоположное: это отказ от визуального изображения индивидуального переживания и переход к репрезентации некого политического взгляда на положение вещей, то есть коллективная оптика, которая, в свою очередь, перерастает в коллективное политическое действие.

В этом направлении, которое Голынко называет политическим фильмом, происходят сложные технологические решения, которые публика и увидела в представленных фильмах. В них режиссеры сознательно отказываются от анимации, монтажа, а кинематографический язык строится по очень популярному в России принципу: сделай это сам. Каждый может в наше время снять ролик, разместив его в Youtube — одном из основных пространств распространения поэтического фильма.

На вечере были представлены интересные работы многих творческих групп. Например, группы "Что делать", объединяющей российских левых художников, критиков, социальных исследователей из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, с ее инициатором и активистом Дмитрием Виленским. Этой группе нравится снимать постановочные оперы. Снято уже несколько опер. В частности, "Перестройка", или "Башня Газпрома" — фильм, посвященный угрозе строительства башни Газпрома в Петербурге. Группа "Что делать" культивирует в своих фильмах стилистику отчуждения и, в то же время, вживания в контекст.

Для большей наглядности описания деятельности поэтов, работающих в сфере поэтического политического фильма, был зачитан короткий абзац из манифеста Д. Голынко "Прикладная социальная поэзия". Фильмы, которые являются визуальной реализацией прикладной социальной поэзии, увиденные публикой, параллельны критериям, которые Голынко приводит в своем программном тексте. Голынко доказывает, что они работают со множеством медиальных голосов. От культуры гламура переходят к настроению новой революционной культуре мятежа.

Наибольшее внимание вызвали фильмы "Лаборатории Поэтического Акционизма", связанной с литературно-критическим альманахом "Транслит" и его вдохновителем Павлом Арсеньевым.

Фильм "Поэма товарного фетишизма" сняли в одном из крупных петербургских супермаркетов, где было запрещено снимать, и камеру поэтому установили на тележке с продуктами. Поэт Павел Арсеньев забирался в тележку и читал стихи, стараясь привлечь внимание покупателей. Идея состоит в том, насколько у современного поэта есть возможность обратиться к народу и быть услышанным.

Демонстрировались видеоролики на стихи русских поэтов позднего авангарда Андрея Монастырского и Всеволода Некрасова.

Голос большинства, которому не дали слова, — это суть фильма по стихотворению Кирилла Медведева — поэта, основателя "Свободного марксистского издательства" и политического активиста.

"Кинополитический журнал", сделанный при участии Романа Осминкина, также не скрывает внутреннего крика и политического протеста.

Славист из берлинского университета имени Гумбольдта, модератор Сабина Хензген заметила в своем вступительном слове, что в творчестве самого Голынко в последнее время наблюдается сдвиг в политическую поэзию.

В синтезе кино и поэзии эта тенденция проявляется наиболее наглядно.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



 
 




      ©Вест Консалтинг 2008 г.