— Тема, поднятая в вашем романе, кажется вполне раскрытой, ведь проблему «отцов и детей» вы решаете по-новому, и с этим вас как дебютанта большой формы можно поздравить. А у вас самого случались подобные семейные конфликты? Или история, рассказанная в романе, полностью выдумана? — Сама история, конечно, выдуманная. Но сцены, персонажи и многие события, так или иначе, взяты мной из окружающей жизни. Что касается отношений с моим отцом, то, действительно, арка их изменений послужила основной идеей романа. Когда-то я, также как главный герой моего романа, во многом не понимал своего отца. А он просто любил меня и продолжал делать свое дело. Сейчас это человек, которым я безмерно горжусь. Весь Ижевск знает моего отца как человека, который за 40 лет своей работы спас или вытащил с того света тысячи людей. Он, как и Костин отец в романе, всю свою жизнь служил врачом-кардиологом на «скорой помощи» Ижевска.
— Главный герой вашего романа, пятикурсник Костя Счастливцев, втайне презирает своего отца, врача «скорой помощи», живущего честно, по-старинке. В финале же его отношение меняется. Как по-вашему, можно ли избежать подобных конфликтов, или они неизбежны для современного героя? — Если дети не задавлены авторитетом родителей, если свободны и имеют право в семье высказывать свое мнение, то конфликтны неизбежны. Но я вижу в этом положительные стороны. И отцы, и дети проходят свои пути, свои переживания, меняются, открывают благодаря этим конфликтам что-то новое в себе. И если в семье есть любовь, традиции, как это всегда было в моем случае, то рано или поздно «отцы и дети» придут к общему пониманию.
— Ваш роман отличается быстрым развитием сюжета и кинематографическими эффектами. Чего стоят хотя бы сцены в тюремной камере или захват спецназом местного завода… Это авторский прием или вы считаете, что на серьезные темы сегодня можно говорить только в подобном, динамичном ключе? — Здесь я бы отметил два момента, которые повлияли именно на стиль написания. Первый момент связан с тем, что незадолго до того как начать писать роман, я закончил две сценарные школы. Обучение, безусловно, наложило отпечаток на стиль. Я стал больше писать сценами, нежели философствовать на страницах. Стал больше показывать, а не рассказывать.
И второе: я считаю, что гениальное произведение в равной степени должно содержать и глубину смыслов, и интересную форму. Я не очень люблю артхаус. Точно так же, как поверхностные боевики или мелодрамы. Но если книга или фильм получается интересным по форме и имеет глубокие, многослойные, трогающие сердце смыслы, то произведение считается гениальным, и его смотрят миллионы людей.
Когда я писал, то говорил друзьям, что у меня нет цели написать гениальный роман. Но есть цель написать интересный.
— Ввязавшись в сомнительную историю, главный герой вашего романа не представляет, через какие соблазны и риски ему придется пройти в его стартовом бизнесе. И, если бы не отец Кости, неизвестно, чем бы все закончилось… Случались ли у вас такие ситуации? И кто вам помогал при этом? — Я могу лишь вспомнить один из самых неприятных эпизодов в своей жизни. Лет двадцать назад в Ижевске я занимался табачным бизнесом. У меня была большая сеть розничных торговых точек. Случилась некоторая неудача, и я стал должен крупную сумму денег. Родители мне помочь не могли, так как сумма долга соответствовала их зарплатам за несколько лет. Я продал все, что у меня было, и получилось 90% от суммы долга. Но отдать нужно было все. И тогда родители продали дачу и заложили нашу квартиру в банк.
Конечно, через какое-то время все наладилось, долг банку я вернул и даже впоследствии купил родителям новую дачу, но тот их поступок для меня бесценен.
Сейчас я могу сказать, что по большому счету мы нужны только самым близким. Только они помогут в самую трудную минуту. И в этом отношении именно родители всегда стоят на первом месте.
— На кого из литературных персонажей вы ориентировались, описывая историю Кости Счастливцева? Или это реальный персонаж, имеющий прототипа в жизни? — На литературу при написании романа я не ориентировался. Главной движущей силой были мои личные переживания, мой опыт и некоторая ностальгия по тем временам. Многое вспомнилось. Места, люди, ситуации. Это было интересное время как форма для произведения. Событий было очень много. Каждый прожитый день был гораздо плотнее событийно. На смыслы в романе, на то, о чем я хотел рассказать, конечно же, повлияли исключительно мои собственные размышления и переживания.
— Герои вашего романа читают Чейза и Ерофеева, слушают Высоцкого и Цоя. А что сформировало ваш вкус, и какие книги повлияли на решение стать писателем? — Книг было много. Того же Чейза, все его 30 томов, я перечитал еще лет в 14. Наверное, это и было мое первое чтение, которое захватило меня с головой.
Из тех писателей, которых я перечитываю очень часто на протяжении всей жизни, могу выделить Юлиана Семёнова, Ремарка и Булгакова. Мне очень нравится Маркес. И, конечно, русская классика, которая будет актуальна и через 1000 лет.
Решение стать писателем пришло откуда-то изнутри. Просто сел однажды и начал писать. Другие писатели повлияли на стиль, манеру повествования и так далее. Но именно писать я начал под влиянием каких-то своих внутренних изменений.
— Финал «Папы» получился открытым. Ждать ли нам продолжения истории Кости Счастливцева? О чем будет ваша новая книга? — Новая книга будет тоже о Косте Счастливцеве. Двумя романами я хочу закончить историю этого парня и уже собираю материал для следующих романов. Дальше хочу попробовать написать роман от первого лица и чуть другим стилем. Там будут уже совсем другие герои, но также стоящие перед нелегким выбором.
— Большое спасибо за беседу. И успешной реализации ваших писательских проектов!