 |
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|



Гвозди номера № 11 (209), 2022 г.

ЮБИЛЕЙ КОНСТАНТИНА КЕДРОВА
(к 80-летию поэта)
12 ноября 2022 года исполнилось 80 лет выдающемуся поэту Константину Кедрову. С юбилеем его поздравил главный редактор нашей газеты Евгений Степанов: — Константин Кедров — ярчайшее и уникальное явление русской поэзии. Это поэт, который создал свои литературные законы и по ним живет. Он создатель своей поэтической системы, а это бывает крайне редко. Я рад, что на протяжении десятилетий печатал и печатаю Кедрова во всех своих изданиях, мы много общались и общаемся — наши взгляды на поэзию, как правило, совпадают. Константин Александрович — очень хороший человек и надежный товарищ. Он с самого начала стал членом редколлегий журнала «Дети Ра» и газеты «Литературные известия», одним из первых написал статью о журнале «Футурум АРТ». Кедров всегда отвечает за свои слова и всегда делает то, что говорит. Если пообещал — обязательно выполнит. Он многое пережил и многое видел. И многое создал. О нем пишут статьи, книги, диссертации, он лауреат самых престижных премий. Я желаю Константину Александровичу здоровья и новых свершений на благо русской литературы. Многая лета! Редакция газеты «Литературные известия» присоединяется к этим теплым поздравлениям.
Редакция газеты «Литературные известия»
СЛОВО И ДЕЛО ПОЭТА
1
Фантазия, закрученная лабиринтами, отраженная в зеркалах созвучий, пересекается с конкретикой мира, вечно предлагающего материальное звучание — чему противостоит, будучи настроен на возвышенный лад, поэт:
Я — дирижер тишины Оркестр — звуковая рама Ноты — запретные плоды на древе познания Все инструменты — варианты скрипичного ключа Нотный стан — звуковая клетка для птиц Птицы — ускользающие ноты Симфония — стая птиц Опера — готика голосов
Константин Кедров одновременно тяготеет к готике и современности: современности, раскладываемой на атомы исследовательским скальпелем поэзии, как делал Филонов, изучая тайну составов всего, всего… Много алхимии в поэзии Кедрова, своеобразных метаморфоз, когда невозможно предугадать продолжение закручивающегося сложно стихотворения.
…Шахматы знают белый ритм клавиш: ход конем — ЛЯ партия ферзя — ДО белые начинают — СИ черные заканчивают — РЕ Можно сыграть шахматную партию на рояле…
Шахматы пересекаются с музыкой в той же мере, в какой метафизика наполняет повседневность; только мы, заверченные ею, не замечаем усложненных и круто изогнутых ходов. Поэт движется небесными линиями, и они, отливая то синевою, то золотом, приводят его в неожиданные пункты пути. Как соединяются коллекционирование марок и донкихотство?
Любимая спит ей снятся ландыши а может быть я обескровленным маком Наши души играют в ладушки мой сосед коллекционирует марки Ты видишь к тебе устремились здания синие лошади в снежном мыле а я на крыше живой или раненный твой Дон Кихот на кирпичной кобыле
Сложные сочленения строк распускаются цветами музыки; и она, философская, запущенная в космос поэтом, проходит сквозь слои небес современности к далям неизведанной нами вечности.
2
Путешествуя от вечности до вечности, можно найти интересные трассы: осиянные духом Млечного пути и принимающие отсветы бессчетных поэтических звезд и планет, совершающих мерное шаровое вращение:
От вечности до вечности Есть трасса бесконечности Ныряю в бесконечность И осязаю вечность От каждого мгновения Исходит вдохновение И каждое мгновенье Теряю вдохновенье
Есть нечто восточное в мудрости, вложенной поэтом в строки: внимание ко всякому мгновенью, ибо чудо рядом, и осенний листок, улиткой свернувшись на подоконнике, легко докажет это. Константин Кедров — поэт неустанной мысли, щедро озвученной звуком; тут и пафос стволового органа, и неистовство клавиатуры рояля, и благородные скрипичные или виолончельные взмывы… Элегические тона логичны, ибо жизнь, как известно, длится… одно стихотворение; но, вступая в осень, человек особенно четко понимает условность своего движения:
Жизнь промелькнула словно нЕ жил На все прошедшее забил Я женщину любил и нежил Я эту женщину любил Я помню чудное забвенье И воркование стиха Все остальное под сомненьем Невнятица и чепуха
Сложность заключена в ясности и простоте; и космос ощущений, раскрываемый Кедровым, совмещает многие линии ощущений… …Они мерцают и вспыхивают остро, они уходят в упомянутую бесконечность, переливаются янтарными тонами, сообщая стихам особую объемность… Юмор поэта рассыпается белой солью мудрости, поскольку часто касается самого поэта:
Мои стихи мои работодатели Всех остальных послал я к ихней матери Не зря мои родители актеры Поэтому мои стихи матеры
Матеры и легки, как маяки и огоньки, как вспыхивающие факелы и дальние звезды, с которых осыпается серебро мыслей… Многое предлагает читателю Константин Кедров космосом своим — воистину бескрайним…
Александр БАЛТИН
|