 |
 |
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|



Гвозди номера № 10 (208), 2022 г.

Евгений СТЕПАНОВ 
Евгений Степанов — прозаик, эссеист, поэт. Родился в 1964 году в Москве. Окончил факультет иностранных языков Тамбовского педагогического института и аспирантуру МГУ им. М. В. Ломоносова. Кандидат филологических наук. Печатается с 1981 года. Рассказы, повести, эссе и романы печатались в журналах «Звезда», «Нева», «Знамя», «Наш современник», «День и Ночь», «Крещатик», «Литературный Азербайджан», «Нижний Новгород», «Зинзивер», «Дети Ра», «Футурум АРТ», в «Литературной газете», газете «Континент» (Чикаго), в коллективном сборнике издательства «Эксмо». Лауреат премии имени А. Дельвига «Литературной газеты» и премии журнала «Нева». Руководитель Союза писателей ХХI века и издательства «Вест-Консалтинг». Автор нескольких книг. Живет в поселке Быково (Московская область).
НЕОБЫЧНЫЙ ПОСЕТИТЕЛЬ Рассказ
В советское время я работал в центре Москвы в музее писателя Николая Островского — на улице Горького, дом 14, теперь это Тверская. У нас, научных сотрудников, по сути, обычных экскурсоводов, была огромная светлая комната на четырех человек, где мы находились в то время, когда не проводили экскурсии. Коллектив был интересный: три мужчины (от двадцати трех до тридцати семи лет) и двадцатипятилетняя женщина. Один потом, после перестройки, стал священником, другая — веб-дизайнером, третий ушел в пиар, а я основал издательство. Работали мы тогда, в восьмидесятые годы прошлого века, примерно один час в день, все остальное время было реально свободным. Кто-то писал рассказы и стихи, кто-то болтал на всевозможные темы по служебному телефону, кто-то перепечатывал на электрической печатной машинке самиздатовскую эротическую «Ветку персика»… Короче, никто себя не переутруждал. Зарплата у нас была по 170 рублей, что вполне хватало на то, чтобы заплатить за квартиру (коммуналка), купить еды, проездной на месяц и даже немного отложить. Государство тогда заботилось о людях. И вот прошло более тридцати лет. У меня сейчас опять офис на Тверской, но гораздо меньше — всего десять квадратных метров, за который я плачу по безналичному расчету 23 тысячи рублей в месяц. Мы там сидим втроем с моей сотрудницей-верстальщицей Ириной и менеджером по распространению книг Андреем. Я вкалываю с утра до ночи, выпуская в год десятки наименований книг, журналы, газеты… Мне приходится быть и журналистом, и редактором, и корректором, и финансовым директором, и грузчиком-экспедитором, и рекламистом-пиарщиком… Ирина и Андрей мне во всем помогают. Вся моя бурная деятельность не приносит большой прибыли. Мне опять, как раньше, хватает только на еду, проездной и на оплату коммуналки. Только эксплуатация труда стала совсем другой — реально капиталистической, беспощадной. По телефону теперь на отвлеченные темы не поболтаешь, рассказы и стихи в рабочее время не попишешь. Сейчас задача одна — выжить, прокормиться, выплатить людям зарплату (а у меня еще на удаленке три человека работают в штате), заплатить за аренду офиса, налоги и т. д. Когда началась ковидная пандемия, я заболел, вызвал скорую помощь, меня, жителя Подмосковья, привезли в Раменскую районную больницу, КТ выявило поражение легких. Неделю меня лечили в больнице. Не буду об этом долго распространяться, это тема отдельного рассказа. Скажу только, что вылечили; врачи, медсестры и медбратья, низкий им поклон, вытащили меня с того света. Но вот когда меня выписали, никто из медработников ни разу не позвонил, не поинтересовался, как я себя чувствую, как проходит постковидный синдром (а ведь он проходит очень тяжело). Времена теперь другие. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. …Я по-прежнему приходил на работу и хватался практически за любой заказ. Если человек мог оплатить тираж своей книги, то я брался ее издать. Редактировал, вносил правки и выпускал в свет. В советское время такое, конечно, было невозможно. Явных графоманов все-таки не печатали. Конечно, я выпустил немало и достойных книг, но — буду честен хотя бы перед самим собой — много напечатал и всяческой муры. Мучаясь, коря себя, я все-таки как-то притерпелся к новой реальности. И хорошо усвоил основное правило капитализма: клиент всегда прав. Однажды ко мне — довольно-таки неожиданно, без приглашения — пожаловали два необычных гостя. — Здравствуйте, — сказал худой харизматичный мужчина лет пятидесяти пяти, — меня зовут Анатолий Филиппович. — Я бы хотел напечатать свое стихотворение у вас в литературном журнале. На меня смотрели пронзительные жесткие глаза, похожие на отбойные молотки, на руках у автора красовались выразительные лагерные наколки. Сомнений в том, что передо мной человек из мест не столь отдаленных, не возникло. Рядом с Анатолием Филипповичем стоял огромный бугай лет тридцати, тоже в наколках. Увидев, в какой маленькой и тесной комнатенке, заставленной книгами, мы сидим, они предложили поговорить в близлежащем ресторане «Ливанец». Я сказал, что это лишнее; здесь, в здании, есть общая переговорная комната, где можно побеседовать. Они согласились. Потом между нами состоялся любопытный диалог, в котором колоритные гости, как ни странно, не употребляли фени, разве что иногда проскальзывали блатные словечки. — Не буду скрывать, — сказал Анатолий Филиппович, — мы навели справки о вашем журнале поэзии «Дети Ра». Общественность о нем хорошо отзывается. Мне сказали, что еще был хороший журнал «Арион», но он закрылся. Я написал, по ходу, всего несколько стихотворений. Думаю, что одно из них может вас заинтересовать. Я двадцать пять лет провел вдалеке от обычной среды обитания, наверное, таких стихов вам раньше не предлагали. Я не растерялся: — Покажите мне это стихотворение прямо сейчас, я тут же, при вас, прочту. Если подойдет — напечатаю, если не подойдет — извините. Журнал у нас профессиональный. При всем уважении к авторам, я смотрю прежде всего на текст. — Базара нет, — отчеканил слова Анатолий Филиппович. — Это правильный подход. Он кивнул своему молодому товарищу, и тот достал из небольшого кожаного портфеля листок с отпечатанным стихотворением. Я стал читать.
МОЙ ДОМ Я был веселый, ушлый шкет, лабал, как лабух, на рояле. Но в десять мальчуковых лет меня волчары повязали. Пришили мне грабеж, разбой — хоть не было лажовей шняги. И стала жизнь моя борьбой за выживание в тюряге. На малолетке беспредел — обычная байда, по ходу. Но я не спекся, уцелел, в пятнадцать вышел на свободу. Потом опять подсел, потом стал тертым докой в криминале. А в двадцать семь я стал вором, меня в тюрьме коронавали. И вот прошло немало лет, я верен воровской идее. Чифир и карты, марафет жизнь делают мою теплее. Пусть жизнь не сахар на Руси и пусть судьба остра, как бритва. Не верь, не бойся, не проси — моя всегдашняя молитва. Как много пищи для ума порой дает одна минута. Мой день как миг. Мой дом — тюрьма. Так получилось почему-то. Мой дом — тюрьма. Я все в общак отдал, со мной мои пожитки. Да будет так, да будет так на черной зоне и на крытке.
— Это автобиографическое стихотворение? — наивно спросил я. — Да, здесь все правда, — спокойно ответил Анатолий Филиппович. — Если будете печатать, то лучше под псевдонимом, можете его сами придумать. Мне лишний раз светиться ни к чему. Если честно, меня больше всего интересует даже не публикация, а мнение специалиста. — Мое? — неуверенно уточнил я. — Да, ваше, — четко подтвердил Анатолий Филиппович. — Благодарю за доверие. Написано профессионально, — продолжил я разговор. — Словарь, конечно, необычный, тема редкая для нашего издания… Рифмы хорошие, неряшливости нет, стихотворный метр выдержан. Вы где-нибудь учились? — Всему учился в тюрьме. Даже книги читал, Пушкина читал, Есенина. — Стихотворение мне понравилось, — подытожил я. — У меня единственная к вам просьба: нужно еще хотя бы два-три стихотворения, чтобы я составил подборку. По одному стихотворению мы в журнале не печатаем. Такие у нас правила. — Не будем нарушать ваши понятия, — сказал Анатолий Филиппович. — Кое-что у меня в загашнике есть. И я еще напишу. Потом мой кореш к вам подойдет, или я сам приеду. — Буду ждать, — ответил я. — У вас просьб ко мне никаких нет? — спросил Анатолий Филиппович. — Живете, я вижу, небогато, офис совсем небольшой, похож немного на крытку. Если что, я могу помочь. — Нет, благодарю, — удивляясь своей скромности, сказал я. — У меня все есть. Мы расстались, пожав друг другу руки. Больше они ко мне не приходили, а стихотворение это я берегу, надеюсь, что все-таки когда-нибудь составлю подборку стихов Анатолия Филипповича.
2022
|
 |