— Иосиф Моисеевич, Вы сейчас активно печатаетесь как поэт-пародист. Вопрос прагматичный: на гонорары от пародий сейчас можно жить? — Увы и ах, Евгений Викторович. Невозможно. Вообще литературным трудом прокормиться невозможно.
Когда мне было двадцать лет, я печатал заметки в газетах о культурных мероприятиях и получал за это деньги. Иногда до 50 рублей в месяц. Это примерно 20 тысяч на современные деньги.
Сейчас мне шестьдесят лет. Я по-прежнему очень много печатаюсь. Но денег это не приносит. Я перестал быть профессионалом. Да и профессии литератор больше нет.
Так бывает — некоторые профессии исчезают. И, наверное, скоро возникнет Красная книга профессий. В своей жизни я был учителем в школе, преподавателем в вузе, лектором общества «Знание», лектором общества книголюбов, научным сотрудником в музее, переводчиком с иврита, корректором, редактором, ночным сторожем, вахтером, разнорабочим на стройке, пиарщиком-рекламистом и т. д. Вот все эти профессии по-прежнему существуют. А профессии литератор больше нет. Хобби есть. А профессии нет. Жить литературным трудом — повторю — сейчас невозможно. То есть отдельные личности, конечно, могут зарабатывать литературным трудом, но таких — единицы. А раньше это была профессия.
— Как же Вы выходите из ситуации? — Работаю в издательстве, корректирую, редактирую чужие рукописи, занимаюсь версткой, веб-дизайном и т. п.
— То есть литература сейчас — это хобби? — Да. За исключением редких знаменитостей.
— Но ведь государство вроде бы вкладывает деньги в литературный процесс. — Евгений Викторович, вот Вы издаете множество литературных журналов и газет, делаете крупнейший интернет-портал
«Читальный зал», объединяющий более 50 изданий… Вы хоть копейку получили от государства на свои проекты? Вам офис предоставили бесплатно?
— Я получил два раза как стихотворец стипендию от Союза писателей Москвы. И был очень рад. Спасибо огромное замечательному Евгению Юрьевичу Сидорову, первому секретарю этого СП, который ко мне по-доброму относится. А вот в качестве издателя никаких грантов я не получал. За офис плачу сам. Субсидий не имею. Правда, я уже давно ничего у государства не просил. — Ну, вот Вы и ответили на свой вопрос. У государства нет, на мой взгляд, продуманной стратегической политики в области литературы, если оно не поддерживают системообразующие проекты, как, например, «Читальный зал»,
«Журнальный зал», не поддерживает в полной мере толстые журналы и т. д. А что в итоге? А в итоге не выходят прекрасные журналы —
«Октябрь»,
«Арион» и т. д. А какой журнал закроется завтра? А потом, глядишь, люди и читать вовсе разучатся.
— Как, на Ваш взгляд, обстоит дело с литературными пародиями? — Я думаю, что самый известный и плодотворный сейчас русский пародист — это
Евгений Минин. Он живет в Израиле, в Иерусалиме. Он очень много и хорошо работает, но даже он печатается из толстых журналов только в «Детях Ра», «Зинзивере»,
«Дне и ночи», в
«Литературном Иеруса-лиме» (который сам и издает). Не помню, чтобы он печатался в других «толстяках».
— Но Евгений Минин еще активно печатается в «Литературной газете», «Московском комсомольце», «Независимой газете»… — Да, это так. Скажем спасибо этим популярным газетам.
— А что, кроме Минина, Вы больше никого назвать не можете? — Конечно, пародисты есть. Но я говорю о пародии как об искусстве. Это, увы, на мой взгляд, в советском прошлом. Пародистов уровня
Александра Архангельского, Юрия Левитанского, Леонида Филатова, Александра Иванова я сейчас не вижу.
— Я очень люблю пародии Леонида Филатова. Помню его пластинку «Таганка-75», где он мастерски пародировал Вознесенского, Евтушенко, Рождественского. Да, это был высочайший класс! — Согласен.
— А что для Вас — пародия? — Пародия — это сатирический жанр. Но я пишу пародии на хороших поэтов. Поэтому стараюсь не только посмеяться над какой-то нелепой строчкой, но все-таки показать стиль поэта. В этом деле был непревзойденным мастером Александр Архангельский.
— Над чем Вы сейчас работаете? — Готовлю небольшой сборник, там будут пародии и на авторов газеты «Литературные известия». В том числе и на Вас.
— Очень интересно. Ждем.