 |
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|



Гвозди номера № 8 (206), 2022 г.

НОВИНКИ ГАЗЕТ И ЖУРНАЛОВ
Обзор журнала поэзии «Дети Ра», № 4, 2022
 Рассыплются пригоршнями сияющих слов стихи литературного клуба (руководитель Юрий Казарин) при журнале «Урал» — одно издание приветствует другое. Четвертый номер «Детей Ра» открывается именно уральской поэзией. Ольга Фадеева показывает глубины бытия через вечные образы воды и колодца и делает это с тою мерой оригинальности, которая не позволит усомниться в даровании:
Чего искать, когда вода глубин колодца темна и холодна — и манит, и страшит, — а сердце, вот беда, к огню упрямо рвется, где чашу пьешь сполна, а — вспомнишь, заболит.
Красиво, не требуя знаков препинания, растянутся, точно играя с вечно идущим временем, стихи Надежды Болтачёвой, используя — вполне по-своему — вечные поэтические символы:
эта звезда станет бархатным сердцем великой реки места в растраченном небе однажды твоем не найдя эту звезду ожидают иные силки нитки дождя
Ритм — рвущийся и метафизический, осколочный и своеобычный — определяет глубины кратких поэтических интенций москвички Ольги Ефимовой, тоже участницы казаринского семинара:
тише глухих вод ниже сухих трав тонок седой лед сумерек зол нрав этот густой мрак тысячу лет нем кто-то чужой прав или уже нет
«Чувство травы» Богдана Бейка отличается той мерой тонкости, когда строки, поданные прозаической записью, вспыхивают метафизическим серебром: Чувство травы — расстояния ощущений, пути блуждающих лун. Пути, раскрытые ветром. Мои ладони раскрыты к тебе. Между губами и шрамом — чувство травы. Необыкновенной нежностью, напевностью, плавностью расходятся поэтические орнаменты Ирины Молочковой:
Потянулась ниточка — Вздрогнул колокольчик. Тоненькая веточка Сбросила чехольчик. И дугою-жилкою Потянулась к лету, Да медово-жидкому Не теплу — не свету.
Стоит вглядеться в поэтическое лицо каждого из участников клуба, представленного на просторах «Детей Ра»; белые листы густо засеяны поэзией отменного качества, где метафизическое постижение и глубина соотносятся, представляя золотой баланс, с яркостью формы. В отдельной рубрике — поэты Союза писателей ХХI века (руководитель Евгений Степанов). Развернутся, играя витражами и миражами истории, произведения Константина Кедрова-Челищева:
Сначала Бог создал Моцарта А Моцарт создал себя Вы можете все что сможете В мирах сотворить любя
Культурологический строй поэзии поэта пересекается с мерцаниями жизненных констант, где любовь есть наиважнейшая, дающая дыхание, оттого:
Давай отразимся в собственных отраженьях Пора учиться жить вечной жизнью без наших тел Если получится опять будем вместе Если не получится пусть летят отражения в отраженья
Слишком сложно постижимый мир вне тел принуждает напряженно работать воображение, заставляя, как железы — секрет, выделять неистовую поэтическую субстанцию. Молнией расколет жесткая простота откровения мир, исследуемый поэтом, собственный мир; и метафизическим серебром блеснет стоицизм, требующий и мудрости, и многих душевных усилий:
Не надо горе поэтизировать И перед камерами позировать Плачь только ночью когда один Среди морщин и среди седин
…Густым напором пойдут, загудят, зазвучат множеством музыкальных инструментов стихи Владимира Алейникова:
Ты горемыка проклинай гостей бумажный аист под шумок забредший латунный лист не полно ли — о ней нет эпитафий — я такой же прежний где арфы слог недолго шлифовать где жив шельмец с шагреневою кожей и только набекрень и танцевать и вслух сказать: поверьте мне — похожи на ясновидцев наши мастера…
Словарь Алейникова благородно-избыточен, византийски-пышен. Кажется, ни одно из слов, присутствующих в языке, не должно быть упущено; а суммы их рвутся к небесам — садом, черпающим силы из них же. Неожиданность, непредугаданность сопровождают поэтический стиль Алейникова, поэт точно летит над земным бытованием:
С коромысла венок изнемог мы еще не вернулись из промысла выпью кофе и выберу слог нержавеющей стали и домысла это верного рая залог мы опять понаслышке знакомимся никого не услышав запомнимся я надеюсь под самый зарок и настанет дневная пора и на дне суматохи оттаявшей мы увидим души в нас не чаявший междуночный разбег до утра.
…Вопрос, задаваемый Ольгой Андрее-вой, не имеет ответа, но изящество, с каким сформулирован оный, вложенный в философское четверостишие, завораживает, гипнотизируя жаждой ответа:
Кто в песочных часах отмеряет песок в час, когда акушерка серьезно и строго ставит точку — завязывает пупок, привнося свою лепту в творение Бога?
Есть в поэзии Андреевой особые зеркальные мерцания — точно отблески небес, отражающих нечто, нам неведомое, точно поверхности вод, отражающие небеса, которые мы, грешные, не представляем в полном объеме:
По камням, по булыжникам, по мостовой, оставаясь водой, оставаясь живой, вечным калейдоскопом — планеты узор, равновесие луж, океанов, озер — это все нереально зеркально, изначально горизонтально.
Но — упомянутая горизонтальность вспыхивает вертикалью поэзии, вечно устремленной в предельно-запредельное. Сумма верлибров Елены Богатырёвой хорошо насыщена современностью, подразумевающей дыхание вечности — хотя и меняется антураж, на котором приходится разыгрывать поэтическое действо: виктория никифорова в фейсбуке делает сенсацию: кошмар имеет классовый характер им в гулаге страдали (убираю кавычки) только столичные интеллектуалы, бывшие купцы и кулаки но лагерные нары стали вожделенным раем для сотен тысяч простых людей (убираю кавычки) для крестьянина-бедняка, для городского люмпена, для беспризорника — людей, которые буквально голодали всю свою жизнь Игольчато исследуется нынешнее время; и в проколах, точно сделанных в пространстве, каналами видно то былое, то будущее. Великолепные иронические волны Евгения Лесина обоймут действительность, играя метафизикой осмысления будней. Поэт учит видеть смешное, когда трагизм берет за горло:
В квартире нищей и пустой На старом порванном диване Лежал я пьяный и больной, Напрасно рыская в стакане. Но вот я встал среди планет В сиянье звезд и телебашен… Не потому, что я бесстрашен, А потому что водки нет.
А еще Лесин — замечательный лирик. И нежность, проливаемая в стихи особой субстанцией, вспыхивает ярко и незабываемо:
Апрель. Появились тюльпаны На рынке. И пиво в ларьке. И лед еще есть на реке, И солнцу залечивать раны Придется. Но разные планы Изменят простые слова, Которых нет лучше: Москва. Апрель. Появились тюльпаны.
Очень разных поэтов представляет новый номер журнала «Дети Ра», высоко вздымая ажурные и прозрачные поэтические арки, разбивая прекрасные словесные цветники, заставляя читателя тянуться вверх, выше, по световой вертикали, которую открывают горизонты поэзии.
Александр БАЛТИН
|