|
|
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|
Гвозди номера № 5 (203), 2022 г.
Современное русское стихотворение. 1992 — 2017
Антология; сост. А. Скворцов
М.: ОГИ, 2018
Любая авторская антология говорит, прежде всего, о том, кто ее составляет. О его вкусах, пристрастиях и т. д. Не стала исключением и антология поэта и филолога Артёма Скворцова «Современное русское стихотворение». В этой книге читатель обнаружит много интересного и даже курьезного. Например, выдающийся поэт двадцатого века Геннадий Айги, оказавший влияние на развитие мировой поэзии, представлен стихотворением, состоящим из двух строк. Больше составитель у Айги за 1992–2017 годы выбрать ничего не смог. А что выбрал у других? Вот, например, стихотворение Владимира Иванова «Внутренний мир».
Вскрываем тут недавно чувака, Ну, скальпель там, трепан… хи-хи, ха-ха. Разрезали… Х.як! А там река — Луна, камыш, рыбак у костерка… Он нам: «Привет», а мы ему: «Пока», Ну, и зашили на х… от греха.
Ну что ж, возможно, это и есть современный уровень антологий… Обязательны мат, чернуха и т. п. Не надоело? Но все-таки не будем о грустном. Есть в этой антологии и замечательные, на мой взгляд, стихи — Булата Окуджавы и Андрея Вознесенского, Александра Кушнера и Юрия Казарина, Дениса Новикова и Инны Кабыш, Ольги Сульчинской и Виктора Коркия… Вот, например, стихотворение Андрея Вознесенского, напечатанное в журнале «Знамя» в 2003 году, почти двадцать лет назад. Абсолютно современное — во всех смыслах — произведение.
На берегу В лучах заката меж морского скарба, раздавленного кем-то, на спине нашел я умирающего краба. Перевернул. И возвратил волне. Над ним всплывала белая медуза, и он, горя клешнями под водой, со дна, как герб Советского Союза, вздымался, от заката золотой.
В нескольких метафорических мастерских строчках — судьба страны, великой державы, умершей и желающей воскреснуть. А это шедевр Булата Окуджавы, тоже напечатанный в «Знамени», в 1997 году.
* * * Что было, то было. Минувшее не оживает, Ничто ничего никуда никого не зовет… И немец, застреленный Лёнькой, в раю проживает, и Лёнька, застреленный немцем, в соседях живет. Что было, то было. Не нужно им славы и денег. По кущам и рощам гуляют они налегке. То перышки белые чистят, то яблочко делят, то сладкие речи на райском ведут языке. Что было, то было, И я по окопам полазил и всласть пострелял по живым — все одно к одному. Убил ли кого? Или вдруг поспешил и промазал?.. …А справиться негде. И надо решать самому.
Как будто сегодня написанное стихотворение. И опять «надо решать самому» — что делать и как жить дальше?.. А закончить эти заметки об антологии Артёма Скворцова я бы хотел превосходным стихотворением Виктора Коркия, которое он напечатал в «Иерусалимском журнале» в 2015 году.
* * * По закону вечности пролетят мгновения. От любви останутся три стихотворения. По закону памяти лишь они запомнятся. Пустота разверзнется, очи тьмой заполнятся. Видимо-невидимо — полное затмение. Было или не было — все равно забвение. Жизнь моя дурацкая, пьянь моя мертвецкая. Думаешь — Арбатская, смотришь — Павелецкая. Тьма придет великая — и падет Империя. А вокруг — безликая темная материя. Ветерка подземного слышу дуновение. От меня останутся три стихотворения.
Так бывает, что и от иной антологии остается три стихотворения. Но это тоже немало. Поблагодарим составителя за внимание и любовь к поэзии.
Фёдор МАЛЬЦЕВ
|
|