Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 5 (203), 2022 г.



Саша Кругосветов
Счастье Кандида

М.: АСТ, 2021


Если рассматривать каждого человека как отдельную планету, то конкретные проявления мастерства (например, литературное творчество) не только раскрывают его суть шире, но позволяют читателю по-другому взглянуть и на себя, а, значит, сблизить свою позицию с авторской или резко оттолкнуться от нее. Говоря словами классика: «Другому как понять тебя?..»
Новый роман Саши Кругосветова — известного писателя, публициста, поэта — поначалу кажется едва ли не юмористическим чтением «под настроение». На его страницах герои мало рассуждают, но много действуют, они открыты ко всему новому и иногда даже странному (действие этого полуфантастического романа происходит во времена социальных и экономических преобразований в России, а именно в конце девяностых — начале двухтысячных годов). Их, с одной стороны, влекут очень большие деньги и головокружительные любовные приключения, а с другой — как истинные петербуржцы, они глубоко погружены в культуру и не представляют своей жизни без интеллектуального досуга. Этот психологический контраст, когда персонажи внутренне и внешне далеки и от «братков», и от «ботаников», создает эффект максимального приближения к нашему текущему времени, благодаря которому уже на втором десятке страниц «Счастья Кандида» понимаешь: бесконечная череда фантасмагорических событий и невероятных героев «выстроена» автором профессионально, с большим количеством словесных находок и, главное, не как словесная «свободная импровизация», когда смысл часто ускользает, а как большой массив текста, который можно «считывать» по-разному. Книга Саши Кругосветова — тот случай, когда при поверхностном чтении видится красочный «балаган», а при более внимательном — напротив, суровый подтекст и иносказание.
Пересказать сюжет в случае романа «Счастье Кандида» означает сразу раскрыть все карты будущему читателю, то есть лишить его основного удовольствия. Достаточно упомянуть главных персонажей книги. Юрий Раздевалов по кличке Кент — ранее бизнесмен, а по ходу книги — бомж, до сих пор не растерявший интеллекта и основных жизненных навыков, получает шанс выкарабкаться из своего чудовищного положения и начать все сначала. В этом ему помогают весьма своеобразный приятель-коллекционер Румб и девушка Надя. Кент пробует социализироваться, начать зарабатывать деньги, но, как обычно случается и в книгах, и в жизни, на его пути возникают разнообразные препятствия. Тем не менее, неудачи лишь укрепляют Кента в желании продолжать бизнес-проекты и уделять как можно больше времени молодой жене; извилистый путь способствует карьерному и личному восхождению главного героя «Счастья Кандида» — плутоватого, обаятельного и эмоционального. «Жизнь пройти — не поле перейти».
Постмодернистские «ухмылки», порывы героев к гедонизму раблезианского уровня и то горьковато-сатирические эпизоды (превращение энергии в криптовалюту и в целом завораживающий технологический уровень мира романа), то гротескные повороты событий (клошарка, знающая четыре языка) чередуются с жесткими описаниями, назвать которые абсурдными или вызывающими светлые эмоции просто язык не повернется:
«Здесь нет права на частную жизнь. В камере ужасный холод, спать приходится в куртке и ботинках. В душ — заставляют раздеться в камере и отводят голым в наручниках. Могут войти в любой момент, скажут — открыть рот, показать, что с деснами и губами, есть ли что за языком. Ну-ка, быстро! — запустить пальцы в волосы, показать уши, вскинуть руки вверх, пошевелить пальцами, поднять и показать яйца. Подойдут два охранника, надо повернуться спиной к двери, после чего выведут во двор.
Еду надо ждать у двери: не успеешь взять — могут сразу забрать и унести поднос. Если не хочешь есть, надо смыть в унитаз. Иначе — наказание "буханкой", хлебом, запеченным с гнилой капустой, и диареей соответственно. Если не понял, еще раз "буханка", и так, пока не поймешь. Еда — чаще всего лапша. Там кузнечики, сверчки, древесные жуки или части их тел, а то и червяки какие-то типа мотыля. У одиночки единственный плюс: мыши быстро понимают, что здесь нет еды, и уходят».
Роман Саши Кругосветова «Счастье Кандида» — литературное произведение, к оценке которого не стоит подходить с однобокими, банальными мерками. Здесь цитатность крепко «спаяна» с брутальным лиризмом, непредсказуемые «развороты» сюжета сочетаются с резкой манерой письма, а фантазия демонстрирует, какое у нас одновременно прекрасное и тревожащее настоящее. То есть читателю обеспечен выход за границы привычного.

Артём ПУДОВ



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.