— Ваш роман начинается с описания малоизвестной истории, которая, на самом деле, имела международный резонанс, и речь о погромах цыган на окраинах страны в 70-х годах прошлого столетия. Расскажите, чем все в итоге закончилось, и откуда вы брали материал для романа. Устная история, которая уже сегодня приобрела статус официального источника, или ваши профессиональные интересы? — На самом деле, я слышал эту историю от моего сокурсника — непосредственного свидетеля тех событий, принимавшего участие в расследовании. После стихийной демонстрации с несением гроба через весь город и митинга на центральной площади перед обкомом партии толпа ринулась назад грабить цыганский поселок. Все как всегда: возмущение убийством среди бела дня закончилось банальным грабежом.
Между прочим, ни один из участников того бунта и последовавших погромов не был привлечен к ответственности, в отличие от цыган — пострадали абсолютно невинные люди. Они были привлечены к уголовной ответственности, осуждены и получили реальные сроки.
— «Срок для адвоката» написан так, что вначале мы узнаем фабулу истории главного героя, Марка Рубина, а после он детально вспоминает, как же, на самом деле, складывалась его судьба. Школа, институт, армия и самый страшный опыт — тюрьма и колония. Такой метод в вашем творчестве — вынужденная мера, дабы в остросюжетном тексте охватить большой временной отрезок, удерживая в напряжении читателя, или по-другому попросту нельзя? Как вы придумали структуру своей книги? — Сперва я стал описывать судьбу героя в хронологической последовательности. Показал проект моим друзьям, к мнению которых я прислушиваюсь. Они, не сговариваясь, оценили текст, относящийся к трагедии главного героя — его арест, пребывание в тюрьме и в зонах — как слишком тяжелый эмоционально и предложили разбавить его воспоминаниями.
Такой прием часто применяется в сериалах, и он неплохо работает, когда надо немного притормозить экшн и сбавить напряжение. Вот я и попробовал это сделать. Между прочим, многочисленные рецензии читателей сайта Проза.Ру, на котором была размещена книга, отмечают кинематографичность романа, что мне, конечно же, очень приятно.
— Действительно, история так и просится на экран. Но ваш роман — это не только захватывающее повествование и криминальный сюжет о погромах в цыганском поселке и дальнейшей жизни главного героя в колонии, а еще и философские рассуждения о чести, совести, дружбе, любви. Есть даже лирические отступления, и поэзия здесь оказывается как нельзя кстати. Можно ли назвать вашу книгу романом воспитания? — Знаете, честно говоря, когда начинал писать книгу, об этом не думал. Но, если учесть, что показанные в ней такие качества Марка Рубина, как альтруизм, сила духа, готовность прийти на помощь не словом, а делом могут служить примером, то, я надеюсь, какое-то воспитательное воздействие в этом плане книга действительно может оказывать.
— Как вы думаете, будет ли интересен роман сегодняшним ровесникам вашего героя — молодого романтика, талантливого юриста из золотой десятки, который в одночасье оказался по ту сторону закона? — Сначала я тоже сомневался, что молодежи будут интересна городская проза и события почти полувековой давности. Ведь сейчас в приоритете фэнтези, детективы, любовные романы. Но потом я увидел, что за неполный год «Срок для адвоката» на сайте Проза.Ру собрал более двенадцати с половиной тысяч читателей, что более семисот из них поделились своими впечатлениями о книге. При этом немало молодых людей отметили, что «читалось взахлеб». Так что я был приятно удивлен.
Мне кажется, что судьбы героев, которым их целеустремленность, находчивость, ум, порядочность и преданность дружбе помогают оставаться в живых после самых неожиданных и сложных кульбитов, преподнесенных им судьбой, интересны во все времена и всем поколениям без исключения.
— По своей профессиональной деятельности вам приходилось сталкиваться в своей практике с подобными случаями? Ведь роман написан на основе реальных событий? — Это верно. Хотя в то советское время коррупционная составляющая в уголовном судопроизводстве почти не присутствовала, была редчайшим исключением из правил. Чего, к сожалению, я не могу сказать о более позднем периоде, особенно после развала Советского Союза. А вот описанные в романе ужасы пенитенциарной системы вполне плавно перекочевали в настоящее время и не только не уменьшились, но и увеличились в некоторых аспектах. Примеры тому — снятые на видео пытки в тюрьмах и зонах и не вполне внятные наказания лиц, ответственных за это.
— Кого в литературе вы могли бы назвать предтечей или даже прототипом вашего героя? Вы держали в уме чей-то образ, когда писали роман? Ваш герой пытался спасти попавшую в беду женщину, поскольку чужую боль чувствовал сильнее своей. В сущности, поэтому он и пошел в адвокатуру… — Знаете, в детстве я зачитывался романами
Джеймса Фенимора Купера «Зверобой», «Последний из могикан», «Следопыт», «Пионеры» и «Прерия» о Натаниэле (Натти) Бампо. Добродушный, преданный, честный с богатым внутренним миром, умеющий верно дружить, он постоянно попадал в невероятно опасные приключения, из которых всегда выходил с честью. Такими же были и герои «Северных рассказов» другого моего любимого писателя юности
Джека Лондона.
И, конечно, работая над образом Марка Рубина, мне хотелось наделить его чертами героев, служивших для меня примерами мужества и порядочности. Получилось ли это — судить читателям.
— По сюжету, ваш главный герой, адвокат, попадает в результате предательства в колонию общего режима. А в реальной жизни — неужели для работников его профиля не было специальных тюремных учреждений? — Вы абсолютно правы. Для работников правоохранительных органов в то время существовали специальные исправительно-трудовые колонии, в которую должен был попасть и Марк Рубин. Но дело в том, что, проникшись искренней жалостью к своей беременной клиентке, успевшей к двадцати пяти годам схоронить двух мужей, Марк вышел за пределы своих адвокатских полномочий, написав жалобу в ЦК КП Украины. Комиссия ЦК, прибывшая по этой жалобе, вскрыла ряд вопиющих нарушений в работе прокуратуры области, за которую отвечал прокурор области. Его карьера, до того стремительно рвавшаяся вверх, если не рухнула, то существенно притормозилась. И крайним, «стрелочником», виновным в этом, он видел, конечно, автора жалобы — Марка Рубина. Поэтому прокурор области стал его «опекуном» и во время предварительного следствия, и во время ареста и помещения в следственный изолятор, распорядившись, чтоб Марк оказался в камере с особо опасными преступниками. Он продолжал «курировать» Марка и в зоне, пытаясь увеличить ему срок наказания. Но… не вышло.
Вот почему мой герой не оказался в колонии для работников правоохранительных органов.
— Можно ли ждать продолжения истории вашего героя? — «Срок для адвоката» — это трилогия. И слово срок относится не только к тюремному сроку. У меня в книге — это гораздо более широкое понятие. Сейчас мы говорили только о первой книге, вышедшей в издательстве АСТ. Вторая и третья книга должны увидеть свет в июле этого года. И в них читатель увидит, что приключения вновь будут сами искать Марка в его дальнейшей жизни с не меньшей периодичностью, чем и в первой книге. Он еще не раз будет зависать на грани жизни и смерти и в силу своего характера, и в силу обстоятельств, не зависящих от него.
Его ждут «лихие» 90-е и не менее «лихие» нулевые, приключения и в своей стране, и в других краях, даже заморских. И несмотря на то, что ошибок и поражений у него будет не меньше, чем побед, он постарается до конца сохранить в себе то доброе начало, которое заложил в него отец еще в далеком детстве.