Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 5 (203), 2022 г.



Ольга Ефимова
Форма света

М: Издательство Евгения Степанова, 2021


Среди книжных новинок прошлого года свежим литературным дебютом, достойным внимания, стал первый авторский сборник стихов молодой московской поэтессы Ольги Ефимовой «Форма света». Книга вышла в серии «Авангранды», что для издательства Евгения Степанова является своего рода знаком качества: не успел еще открыть первую страницу, а уже ожидаешь, что автор окажется одаренным, дерзким, актуальным, не боящимся стихотворных экспериментов.
И в этом смысле книга Ольги Ефимовой, что называется, полностью «вписалась в формат». Играя всевозможными оттенками чувства — от хрупкой женственности до почти что мужской жесткости слога, поэтесса легко и непринужденно обращается с формой, переходя от стройного традиционного стихосложения к верлибру, к рифме, поставленной где-то в середине строки, что, на удивление, нисколько не нарушает ритмического звучания стихотворения:

Надежда повисла тряпьем на флагштоке –
авось дураки вдруг починят дороги, и барин,
прозрев, наконец, остановит дефолт, нищету,
коммунальные войны; а может, проскочим
сквозь медное сопло, а может, одернем
зарвавшийся доллар; и каждому фрику наш вождь
хлебосольный по требе раздаст, вопрошая: –
Довольно?

Как видим, помимо оригинальной формы, приведенное стихотворение, передающее атмосферу пустых предновогодних надежд населения на фоне падения уровня жизни, имеет еще и весьма острое социальное содержание — что у других творческих барышень в наши дни встречается отнюдь не часто.
Впрочем, недостатка в разнообразии тем здесь нет. Например, следуя традициям постмодернизма, Ольга Ефимова на современный лад обращается к европейскому фольклору, прибегая к образам шотландского горца или королевы Ровенны времен короля Артура и рыцарей круглого стола. Не обходится и без исконной народной мистики:

серому дню отходную простонав,
злая вода холодное небо скомкала.
…как отразится в зеркале сатана
да полюбится паче ясна сокола…

Глаз радуется тому, что живописательные образы природы и окружающего мира у автора живые, не «заезженные». За счет правильно подобранных слов складывается оригинальная настроенческая метафора. Вот еще, например: «Шпиль царапнул сонную синеву, так остер, что/ небо в мурашках звезд, пробудясь, отпрянуло…».
То, что автор хорошо умеет играть словами, видно даже из некоторых «цепляющих» заголовков стихотворных разделов сборника: «Головокрушение», «Крымские каникулы», «Экверлибристика». Молодежно и по-современному Ольга Ефимова добавляет каплю собственной творческой индивидуальности в бесконечный мировой поток пейзажной, философской и, разумеется, любовной лирики — куда же без нее:

туман, веранда, сонный полубред –
вползает в окна пасмурный рассвет,
и я тянусь лениво утром новым
в плечо твое уткнуться…

Грамотного стихотворца с подвижным, «незамыленным» воображением вообще приятно цитировать. Ощущается, что за видимой вольностью стиха скрывается тщательная филологическая проработка. Благодаря ответственному подходу к творческому процессу, Ольге Ефимовой удаются и весьма сложные вещи. В качестве такого примера напоследок хочется привести строки стихотворения, в котором считывается влияние Даниила Хармса:

Стихотворения похожи на выстрелы:
Каждому поэту — свой залп:
Бродский — в спину, из-за угла, концы в воду.
Ликвидация инакомыслящих.
Есенин — в упор, по пьяной лавочке.
Дымящийся обрез.
Маяковский — пулеметная очередь…
…………………………………
Пушкин — ядерный чемоданчик русской поэзии.
И лишь строка графомана — Царь-пушка,
что никогда не стреляла.

Следуя остроумной метафоре Ольги Ефимовой, скажем, что ее первый залп смело можно назвать состоявшимся.

Марианна МАРГОВСКАЯ,
кандидат философских наук



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.