Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 05 (73), 2011 г.



Эдуард Просецкий

"Зона любви"


М., "Литературные известия"
(холдинг "Вест-Консалтинг", 2011)

В 2011 году в издательстве "Вест-Консалтинг" ("Литературные известия"), в серии "Непостижимая Россия" вышла новая книга профессионального писателя, члена Союза писателей СССР, лауреата многих литературных премий, Эдуарда Просецкого "Зона любви". Как заявлено в аннотации к книге, это гротескный роман об эросе в стране холодной ханжеской морали — советской России. Предисловие к роману автор взял из Первого послания Иоанна: "Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога; потому что Бог есть любовь".

Безусловно, главное действующее лицо этого произведения как раз и есть Любовь. Кому-то из героев посчастливилось (?!) познать ее в истинном ее предназначении. Приняв ее, как самый ценный дар в жизни, и осознав, как единственное, ради чего стоит жить, Татьяна и Алексей пройдут через все испытания, ведомые звездой любви. Вспоминаются стихи В. Высоцкого: "И вспять безумцев не поворотить. / Они уже согласны заплатить / Любой ценой и жизнью бы рискнули, / Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить / Волшебную невидимую нить, / Которую меж ними натянули". Любовь эта начинается с естественного физического влечения двух молодых людей, которые, казалось бы, были взращены в обществе господствующей морали, где любовью называют половые отношения, ценные лишь, как товар для купли-продажи, средство для осуществления карьеры, приобретения дефицитных материальных благ. Главная героиня, Татьяна, волею обстоятельств находится в весьма удачном с точки зрения этой морали положении с массой возможностей для того, чтоб "устроиться" в жизни. Однако чувство к человеку отверженному, практически не умеющему жить в обществе, переворачивает и жизнь, и сознание молодой женщины.

Героиня Эдуарда Просецкого так точно передает характер русской женщины, которая проживает жизнь, как путь духовного подвига, что представляется достойной встать в ряд хрестоматийных образов классической русской литературы. Безусловным достоинством автора является его мастерское умение живописать женщину (и в этом его отличие от писателей 19-го века) не только как носителя нравственных ценностей, но и как живого, темпераментного человека, завораживающе красивого и убедительно естественного в плотской составляющей любви.

Как произведение истинной Литературы, многослойный в философском плане и при этом легко читаемый роман Э. Просецкого не отпускает от себя и после того, как книга прочитана и закрыта. Последнее пристанище Татьяны и Алексея и их жизнь в этом жутком "раю" со всеми атрибутами райской жизни — покоем, достатком, отсутствием врагов и даже неким карикатурным подобием своего апостола Петра, зорко хранящего ключи от врат — в описании Эдуарда Просецкого выходит за рамки приключенческого или событийного романа, и эта последняя часть книги так переполнена аллегориями, что мучительно хочется разгадать загадки, которые обильно представляет автор. Что само по себе означает рождение ребенка в заброшенном, отрезанном от остального мира городе? Бессмысленный поступок обреченной женщины или свидетельство всепобеждающей силы самой Земли, прародительницы и хранительницы жизни? По крайней мере, это событие объединяет вокруг себя всех — то ли полубезумных, то ли дошедших до неведомого обывателю уровня духовного развития — насельников города-фантома, которые до того по привычке исповедовали никому уже не нужные политические и прочие идеи. И как-то верится, что оно даст новый импульс для творчества мужа Татьяны — Алексея.

Несмотря на кошмарную ситуацию, в которой в конце концов оказываются герои, у читателя не возникает тягостного ощущения смерти и безнадежности. Рождение новой жизни в мертвом городе дает необъяснимую с точки зрения бытового разума надежду, которая сродни самой великой надежде, которую дает, например, христианам праздник Пасхи. Обойти религиозный контекст романа просто невозможно. Зачин дает сам эпиграф к книге. Эдуард Просецкий отошел от привычного порицания социалистического строя как неудачного опыта хозяйствования и примера насилия над человеческой личностью. "Бог есть любовь", повторяет вслед за апостолом автор романа. И выходит, что богоборческая власть боролась прежде всего с любовью, сильнейшим и единственным стимулом к продолжению жизни, и обрекала на заведомую гибель и себя, и всех своих адептов, и невинных людей, которым "посчастливилось" жить в этой стране.

И этот призрачный город, последняя обитель то ли изгнанных из социалистического "рая", то ли обретших новый "рай на земле" современных Адама и Евы — возможно, мечта целого поколения людей, чьи чаяния вложил когда-то в уста своего героя графа Резанова Андрей Вознесенский: "Земли новые — табула раза, / Расселю там новую расу, / Третий мир без деньги и петли. / Ни республики, ни короны, / Где земли золотое лоно! / Как по золоту пишут иконы, / Будут лики людей светлы!"

Зона любви... Может быть, это не только от обнесенного колючей проволокой некоего пространства для пребывания в нем нарушителей привычного уклада жизни. Может быть, зона любви — тот уголок в душе каждого человека, где хранится то, что созидает, творит, совершенствует саму душу, обновляет и спасает? Во всяком случае, роман Эдуарда Просецкого — это та редкая в наше время книга, которая дает пищу для ума и сердца и предоставляет возможность пообщаться с талантливым, умным и обаятельным собеседником.

Ольга ДЕНИСОВА



 
 




У нас недорого обучение за рубежом по выгодным ценам. Договор.
      ©Вест Консалтинг 2008 г.