Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 05 (73), 2011 г.



Татьяна Кайсарова

"Дыханье Сада"


М., Вест-Консалтинг, 2011

В издательстве "Вест-Консалтинг" вышел поэтический сборник Татьяны Кайсаровой "Дыханье Сада". Название книги такое же живое, как стихи этого небольшого, но талантливого сборника. Оно проникнуто дыханием самой жизни, так как сад, по мнению автора, — "живая субстанция, нарождается, живет, радует и печалит, уходит в небытие, оставляя след пробужденного им творчества". Образ сада не нов в литературе. Вспомним хотя бы "Вишневый сад" Чехова — сад, как мечту, воспоминание о счастливой юности. В саду Беллы Ахмадулиной цветут возвышенные розы, глицинии, олеандры и подмосковные сирень с черемухой, которую поэтесса сравнивает с Джульеттой и любовью. Сад Валерия Прокошина в его мятежной лирике — больничный, Гефсиманский. Образ сада Татьяны Кайсаровой, скорее, мистический. В этом саду сосредоточились ее чувства и переживания, а эмоции всегда близки метафизике. Отправным и вполне реальным пунктом, откуда черпалась творческая энергия, стал родной подмосковный сад: именно с ним связана у автора большая часть жизни. Соприкоснувшись с природой, душа захотела выразить себя интонациями и ритмами стиха. Ведь лирическое стихотворение — это богатейший источник субъективных, во многом индивидуальных ассоциаций. Эмоционально приподнятая лирика Татьяны Кайсаровой во многом отличается от угрюмой и недружелюбной лирики некоторых современных поэтов, а в нашем мире так не хватает оптимизма. "Вечная душа" лирической героини ловит "мира осознанье". Сад открывает окна в "объем тенистого пространства" и в беспредельный мир без границ. А перед лицом вечности, которая для поэтессы "одно неповторимое мгновенье", все земное в этом саду жизни становится не таким важным:

…И пока неразличимы
Гроздья вычурных рябин,
Кем любима, кто любим,
Кто позвал, кому отвечу
Или просто промолчу…
У порога стала вечность,
Погасила ночь свечу.

Сад является превосходным ориентиром не только в пространстве, но и во времени, так как по смене листвы на деревьях можно отследить его беспрерывное движение:

…У пустого времени в плену —
В запыленной виртуальной клетке,
Яблони, сомкнув сырые ветки,
Дымную вдыхают пелену.
Прошлое привычно забывать,
Будущее вечно под замками…
Время, как химера меж веками,
Жирную поставило печать.

Стихи Татьяны Кайсаровой — это гармония переплетения земного и ощутимого мира, где "намолот кофе. Белое вино…", а "где-то у ворот сломалась ветка, и вспыхнула рябина, как нимфетка, а у крыльца застыл велосипед", и мира заоблачного, поэтического, куда хочется определить и этот реальный сад, спрятать его от увядающей земли "под ракетными сотами":

Что ты делаешь, сад,
В этом мире,
Из ужаса сотканном,
Почему еще жив?

Но оставляет надежду небо, "чтобы принять в свое пространство осенних далей колорит и вечное непостоянство".

В книге представлены фотографии Александра Нехорошего: тот самый "отчий сад", куда "жасминовым дождем упал рассвет", и где "ликует жизнь, как будто смерти нет".

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.