Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 05 (73), 2011 г.



Лев Толстой: 100 лет после ухода из Ясной поляны

Сюрпризы начинаются с самого начала: семинар к 100-летию смерти Льва Толстого проходит не в Ясной поляне, не в Туле, не в Москве, не в Питере, вообще не в России, а в Хельсинки. По этому поводу можно всплеснуть руками: а как еще может быть в нашем окончательно постмодернистском мире? 70-летие Пригова отмечают в Берлине, о кончине Елены Шварц сообщают парижские газеты, 100-летию смерти Толстого посвящен семинар в Хельсинки, организованный совместно фондом "Русский мир", журналом LiteraruS и Университетом Хельсинки.

С другой стороны не такая уж неожиданность, если принимать в расчет, что в современной России Толстой стал духовным эмигрантом. Пусть и не по своей воле. Другое время — другие герои, и дело не только в запросе на державно-православную пропаганду, но и вообще в формате современной литературы, который требует быстроты и непринужденности чтения, легкости и информативности повествования. Совершенно очевидно становится сходство Толстого с героем романа Пелевина: "Граф Т. настолько опасен для государства, что он давно находится под домашним арестом в Ясной поляне. А если он попытается бежать, жандармам отдан приказ открывать огонь на поражение".

Теме неудобства Толстого в литературоведении был посвящен доклад Григория Тульчинского, ставший камертоном для последующей дискуссии. Другие выступления так или иначе перекликались с первым сообщением и отсылали к проблемам восприятия Толстого в России и за рубежом: в докладах Бена Хиллмана "Восприятие ухода и смерти Льва Толстого в Финляндии", Тимо Вихавайнена "Лев Толстой в Финляндии и России", Галины Алексеевой "Практическое христианство в Америке: американская утопия в восприятии Л. Н. Толстого", Эльвиры Осиповой "Живые мысли Льва Толстого (отражение нравственной утопии писателя в американской литературе 1930-70-х годов)", Михаила Ефимова "Кн. Д. Святополк-Мирский о Толстом: англо-русский взгляд" и Людмилы Гатаговой "Образ Кавказа в русском общественном сознании: до и после Л. Н. Толстого". Тему взаимодействия Толстого и ислама продолжил Дамир Хайретдинов в докладе "Смотрите на меня как на доброго магометанина. Мусульманская доминанта в картине мира Л. Н. Толстого".

Другой приятной неожиданностью было разнообразие представленных парадигм и способов чтения Толстого: от истории литературы до исследований масс-медиа в работах Татьяны Шоломовой "Лев Толстой как персонаж массовой культуры" и Ирины Такала "Лев Толстой в Рунете", от истории культуры до лингвистики в докладе о поэтических фигурах в рассказах Льва Толстого Евгения Степанова, исследователя, издателя и поэта. Не случайно он оказался одним из немногих, кто обратил внимание не только на идеологию Толстого, но и на строение его текстов, на значение и функцию выразительных средств в прозе Толстого.

Программу семинара организовали таким образом, что первая часть семинара в большей степени была посвящена историко-литературным исследованиям, вторая — концептуальной рефлекции его творчества. В частности, о концепции времени в "Анне Карениной" говорила Люба Тарви. Докладчик не только нашла разночтения в хронологии романа, созданным Набоковым, но и поставила вопрос о функции времени в романном повествовании.

Психоаналитическое прочтение Дмитрия Ольшанского представляло собой исследование концепции взгляда у Толстого и сопоставление влечения к смерти, разработанного Фрейдом, и влечения взгляда, описанного Лаканом, на текстологическом материале произведений писателя. Автор проанализировал роль первосцены как в личной истории Толстого, так и ее влияние на структуру сексуальных отношений его героев.

Завершила тему Елена Корнилова с докладом о философии романа "Анна Каренина" в поэзии Серебряного века, проведя линию преемственности от "Мадам Бовари" Флобера через "Анну Каренину" к лирике Цветаевой и Ахматовой. Автору удалось не только проследить общую истерическую структуру в женских образах, но и обозначить различия женской сексуальности у госпожи Бовари и госпожи Карениной, последняя из которых имеет явно религиозную природу.

Организатору семинара Людмиле Коль удалось не ограничивать программу семинара узкоспециализированной литературоведческой дискуссией, а дать место для встречи представителям разных областей знаний и практик: филологии, философии, истории, этнологии, эстетики, психоанализа, литературы и публицистики.

Олег ДМИТРИЕВ,
Хельсинки




 
 




Самая детальная информация perfeo sound ranger pf sv922 тут.
      ©Вест Консалтинг 2008 г.