 |
 |
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|



Гвозди номера № 4 (202), 2022 г.

ОБЗОР АЛЬМАНАХА «МИРАЖИСТЫ» («НЕ СЕКРЕТ»), КРАСНОЯРСК, 2022
 Не секрет, что сущность поэзии — секрет; даже великий поэт и тончайший критик Иннокентий Анненский начал статью «Что такое поэзия?» фразой — этого я не знаю… Тем не менее, существование поэзии, пускай и не процветание, говорит о духовном и интеллектуальном градусе социума — в не меньшей мере, чем пресловутый валовый продукт (сильно напоминающий среднюю температуру по больнице); и новый альманах, выпущенный Николаем Ерёминым, как нельзя лучше доказывает это. Он называется «Не секрет» и приурочен ко всемирному Дню поэзии 21 марта, празднику, проходящему, как правило, слабеньким фоном в мире прагматики и тотального потребления. …Интеллектуальные зигзаги Константина Кедрова-Челищева отмечены космическими мерцаниями: фиалковый космос Циолковского проступает сквозь них нежными и мудрыми разводами:
Я — дирижер тишины Оркестр — звуковая рама Ноты — запретные плоды на древе познания Все инструменты — варианты скрипичного ключа Нотный стан — звуковая клетка для птиц Птицы — ускользающие ноты Симфония — стая птиц Опера — готика голосов
Поэт тонко чувствует, где требуется рифма, а где — была бы бременящей гирей; в частности, в этом музыкально-метафизическом стихотворении она явно не нужна… Распускаются фантастические цветы, зреют феноменальные, отсутствующие в каталогах ботаники плоды, и цветет, играет звук, всегда особенный у Кедрова-Челищева, и вспыхивают звезды и звездочки мыслей, остро играя гранями лучей:
…Шахматы знают белый ритм клавиш: ход конем — ЛЯ партия ферзя — ДО белые начинают — СИ черные заканчивают — РЕ Можно сыграть шахматную партию на рояле: «Концерт-турнир черно-белых рыцарей ладьи и рояля!»
Звучит, одолевая праздные шумы жизни, шахматный рояль… Поэзия Николая Ерёмина — главного миражиста и неустанного издателя — обладает великолепным козырем (если вообразить жизнь как глобальную игру, чего — по правде говоря — делать не следует, ибо в смерть сыграть не удастся, и с нею тоже — если только попав в «Пятую печать» И. Бергмана…) — она не требует подписи, узнается по звуку и ритму, по веревочно-закрученному, виртуозно сделанному стиху, по смеси иронии и метафизики…
Куда идут В конце концов, Стихи свои даря? Рубцов, Есенин, Кузнецов — Как три Богатыря… Они идут В пыли дорог – По звездам лет — туда, Где всем Назначил встречу Бог, И рад гостям всегда… Идут, Признание ценя, И излучают свет… И за собой Ведут меня… И нам преграды нет.
Ясность озерной воды, вектор веры в правду поэтического слова, тонкое изящество аскетичных внешне и таких богатых внутренне строк… И, кажется, поэт проникает зорким оком в потустороннее, ибо уверен:
О, юридические козни! Диалектическая рознь… Я помню утро после казни… И приглашение на казнь… Чтоб после смерти жить да жить И словом — каждым — дорожить…
Дальше мы входим в обширное поэтическое пространство Евгения Степанова, поэта и филолога, издателя и прозаика… Впрочем, все творческие ипостаси Степанова не перечислить, достаточно сказать, что во всех — он высок… …Мудрость должна быть краткой — велеречивость ей не подходит; мудрость тонко организует, совмещая опыт и красоту, мысли — что подтверждает четверостишие Евгения Степанова:
Жизнь одна. Жена одна. Смерть одна. Судьба одна.
Трагедия, прорастающая в действительность, невыносима: трагедия, порожденная уходом любимого человека — туда, в запредельность, контакты с которой слишком слабы у нас; но эстетическая сила стихов… если не примиряет со случившимся, то слегка притупляет постоянно режущие грани:
Чем дальше — тем больней. Трагедия. О ней Я думаю, страдая. Покоя никогда я Теперь не обрету. Нет сил. Невмоготу. Боль. Не видать ни зги. Я отключить мозги Пытаюсь хоть на время. Мечтаю, чтобы семя Надежды проросло, Всем горестям назло.
Многое открывается в поэтическом пространстве Евгения Степанова чуткому сердцу и развитой душе… …Волхвования Эльвиры Частиковой в равной мере таинственны и совершенны, строчки сплетаются в интересный орнамент мысли, используя образный строй, черпая из мира предложенного, подразумевая свет миров запредельных:
Цифрами с нами Господь говорит. Вылепив жизнь мою с точной восьмерки, Небо с землею в ней свел, что на вид Не усомнишься: два шара, две норки. Или — бинокль, бесконечность — торцом, Даже оса с узкой талией, дева, Но с непрописанным, скрытым лицом… Бабочка, ангел-хранитель мой, Ева…
Стих Частиковой густ и насыщен, как свежесобранный мед; тут пиршество слов; и то, что бинокль и бесконечность поставлены рядом, говорит о своеобразной оптике поэта, передающейся сквозь своеобычие поэтической ткани. Владимир Монахов интересно исследует стихом феномены времени и памяти, в чем-то схожие механизмы, хотя и по-разному работающие: без первого не было бы второй:
Гладь вязкой пустоты, где камушком по водам Бегут секунды, вечность раскрошив, И памяти птенец под звездным небосводом Глотает жадно зернышко души. Собою белый свет наелся до отрыжки. На флейте крысолов ведет весь день игру. Армяк небытия жмет бытию подмышкой, И смерть бросает в жизнь спасенья легкий круг.
Парадоксальность мышления поэта, размах культурологических ассоциаций превращают чтение стихов Монахова в увлекательное занятие, питательное к тому же для сердца и ума. Энзе Фойгт совершает поэтические путешествия по городам, сжато давая их портреты, метафизические, поэтические, вот так, например, прорисован и живописан Амстердам:
Прямые улочки, град меж каналами – После трассы скоростной под землей. Окна в «цоколях», будто перед залами, Настежь — а ты — не хочешь не смотри! Голландцы улыбаются миру усталому…
Поэтическая пьеса Виктора Болгова «Юбилей в аду»… не страшная: нет-нет, ироническая, забавная, мешающая житейские реалии с фантазией, дающая хорошей выделки стих:
— «Как заманить на праздник Бога нам?» – (Гадают черти:) — «может дать сначала Сверх адских угольков из поддувала. Или людишек на земле привлечь – Чтобы при них толкнуть для Бога речь».
Игра с высшими реалиями может быть чревата, но, думается, Болгов нигде не переходит границ дозволенного… Два стихотворения Германа Виноградова подкупают открытой интонацией и естественностью современной речи, реалиями дня и тем многим, что через них просвечивает:
Я бросил мопед у горы Карадаг И с сердцем нелегким побрел на Фили я. Кто ждет меня там — может друг, может враг? Мопедофилия, мопедофилия. В степи под Херсоном решил я поесть, Хотя не так долго еще пропилил я. Хозяин степи дал обед в мою честь – Обедофилия, обедофилия.
Жизнь, нарезающая разные виражи, хорошо вибрирует в стихах Виноградова. Вова Рыжий, чьи стихи завершают альманах «Не секрет», предлагает сферы и поля чувств, на которых произрастают растения мысли, и совет, который дается в первом стихотворение, не лишен, увы, печальной уместности:
Мне претили всячески советы, Но сегодня сам я не сдержусь: Не живите в городах, поэты, Забирайтесь в болдинскую глушь. Вспоминайте чаще, что издревле Лишь природа вдохновляет нас. Музы — обитатели деревни, Городов чурается Парнас.
Действительно — поэзия дело одинокое… Однако альманах Николая Ерёмина «Миражисты» («Не секрет») представил хороший, праздничный, поэтический фейерверк, прекрасно демонстрирующий, сколь много интересного происходит в нынешней поэзии.
Александр БАЛТИН
|
 |