|
|
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|
Гвозди номера № 4 (202), 2022 г.
МАКСИМИЛИАН ВОЛОШИН И ЕГО ПРОРОЧЕСТВА
Один из ярчайших представителей Серебряного века — Максимилиан Алек-сандрович Волошин — самим своим образом являл миру образ художника масштаба эпохи Возрождения. Прекрасный поэт, самобытный прозаик, изысканный акварелист, ученый-энциклопедист, журналист, культуролог (автор блестящей монографии о творчестве И. Е. Репина), в молодости неутомимый путешественник, а затем убежденный затворник, альтруист, спаситель гонимых, человек, создавший свой космос и в искусстве, и в жизни. Надо заметить, что образ — неотъемлемая часть судьбы поэта. У Максимилиана Александровича он был естественный, непридуманный, выразительный. И действительно достойный. Волошин, как, пожалуй, никто, показал, каким должен быть поэт.
Я сам избрал пустынный сей затвор Землею добровольного изгнанья, Чтоб в годы лжи, падений и разрух В уединеньи выплавить свой дух И выстрадать великое познанье [1].
Что же такое «великое познанье» по Волошину? Он знал (осознал), что духовный путь поэта — путь подвижника и даже святого. Путь человека, созданного Все-вышним, — никого не осуждать, но — «молиться за тех и за других». При этом трудно найти в Серебряном веке поэта более прозорливого, более жесткого в оценках действительности, более трезво оценивающего мир. Показательно в этом смысле стихотворение «Красногвардеец» [2] (1917 г.). Образ разгулявшегося молодчика вызывает чувство содрогания.
Забравши весь хлеб, о «свободах» Рассказывать мужикам. Искать лошадей в комодах Да пушек по коробкам [3].
Волошин прямо, без обиняков называет вещи своими именами, показывая, что перед нами — мародер, вор, грабитель. И это написано в то время, когда даже думать так о красногвардейцах было опасно. Волошин не идеализирует человека. Более того, он подчеркивает в нем звериное начало.
Когда-то темный и косматый зверь, Сойдя с ума, очнулся человеком — Опаснейшим и злейшим из зверей… [4]
Однако более интересны другие строки этого стихотворения: Преобразил (человек. —Е. С.) весь мир, но не себя [5]. Это-то и не устраивает Волошина, мучает его. Но он все-таки верит в эволюцию человека, любя, впрочем, его и таким, каков он есть.
Мы выучились верить и молиться За палачей. Мы поняли, что каждый Есть пленный ангел в дьявольской личине [6].
Так написать мог только очень высокодуховный художник, видящий футуристические перспективы развития homo sapiens. Особенно интересны стихи поэта о русском характере. Волошин видит в нем необоримую дуалистичность, показывая, что — цитирую —
Мы — зараженные совестью: в каждом Стеньке — святой Серафим, Отданный тем же похмельям и жаждам, Тою же волей томим [7].
Стихи Волошина очень современны, порою даже трудно понять, о каком времени он говорит… И в этом реализуется его метакоммуникативная стратегия, обращение к будущему, которое, заметим, иногда напоминает и прошлое, и настоящее. Приведу цитаты из стихотворения «Государство», написанного в апреле 1922 года (ровно сто лет назад!).
…А в наши дни, когда необходимо Всеобщим, равным, тайным и прямым Избрать достойного — Единственный критерий Для выборов: Искусство кандидата Оклеветать противника И доказать Свою способность к лжи и преступленью [8].
И далее —
В нормальном государстве вне закона Находятся два класса Уголовный И правящий. Во время революций Они меняются местами, В чем По существу нет разницы. Но каждый, Дорвавшийся до власти, сознает Себя державной осью государства И злоупотребляет правом грабежа, Насилий, пропаганды и расстрела… [9]
Конечно, Волошин — поэт прямого высказывания, его поэзия в хорошем смысле публицистична. Впрочем, есть стихи, в которых он говорит эзоповым языком. Но и в них аллюзии весьма прозрачны.
Мы устроим в стране благолепье вам, — Как, восставши из мертвых с мечом, — Три угодника — с Гришкой Отрепьевым, Да с Емелькой придем Пугачом [10].
Какое «благолепье» устроят России эти восставшие из мертвых «угодники» — понятно. Понятно и то, что слово «Пугачом» легко меняется на слово «Ильичом». Даже говоря о прошлом, поэт был на редкость современным автором. О своем времени Волошин оставил замечательные, пронзительные стихи, называющие вещи своими именами, в том числе «На дне преисподней», «Русь! встречай роковые годины» и многие другие. Максимилиан Волошин не сделал сенсационных и сбывшихся конкретных предсказаний, как, например, Лермонтов, Хлебников или Бальмонт, но он, несомненно, был поэтом-пророком. Он, как, пожалуй, никто, выразил свое трагическое время и подлинную судьбу многострадального русского народа.
Евгений СТЕПАНОВ
Литература: [1] Волошин М. А. Избранные стихотворения/Сост., вступ. ст. и примеч. А. В. Лаврова. — М.: Сов. Россия, 1988. — С. 325. [2] Волошин М. А. Избранные стихотворения/Сост., вступ. ст. и примеч. А. В. Лаврова. — М.: Сов. Россия, 1988. — С. 191. [3] Там же. С. 191. [4] Там же. С. 249. [5] Волошин М. А. Избранные стихотворения/Сост., вступ. ст. и примеч. А. В. Лаврова. — М.: Сов. Россия, 1988. — С. 249. [6] Там же. С. 238. [7] Там же. С. 185. [8] Волошин М. А. Избранные стихотворения/Сост., вступ. ст. и примеч. А. В. Лаврова. — М.: Сов. Россия, 1988. — С. 305. [9] Там же. С 306–307. [10] Волошин М. А. Избранные стихотворения/Сост., вступ. ст. и примеч. А. В. Лаврова. — М.: Сов. Россия, 1988. — С. 161.
|
|