Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 3 (201), 2022 г.



Юрий Влодов

Портреты

М.: Издательство Евгения Степанова, 2019


Игра слов, когда одно входит в пазы другого, словно подчеркивает остроту мысли, в данном случае заостренной иронией, как в кратких стихах Юрия Влодова из цикла «Полушутки в полушубке»:

Александру Солженицыну

Высокую планку блюдет Солженицын!
Он Бродского сек за словесный понос…
На Музе Толстого мечтал ожениться,
Но Муза Толстого воротит свой нос…


Андрею Вознесенскому

Вознесенский! Андрэ!
Вам в нетленку? — антрэ!

Точность удара, направленного в бубен конкретной судьбы, словно извлекает из оного дополнительный звук…
Влодов некогда растворился в плазме народной, выдохнув: Прошла зима. Настало лето. // Спасибо партии за это…
И была в пряной краткости стихотворения такая мощь, что запоминали, не подозревая об авторе.
Отчасти — и история Советского Союза отлилась в двустишие Влодова.
Книга «Портреты», которая вышла в Издательстве Евгения Степанова в популярной серии «Авангранды», пропитана культурологическим воздухом в той мере, в какой очевидно, что человечество не способно без него дышать.
Портрет подразумевает проникновение в суть: умение показать в одном человеке сумму состояний, им испытанных, словно свернутых бутоном.
Здесь — букеты людей, великолепный человеческий цветник, поскольку речь идет о людях повышенной яркости.
История, встающая в полный рост: и Дон Кихот — не менее реальный, чем ваш сосед — прорисовывается жестко, но с юмором, поскольку история его извечна, и будет продолжаться всегда:

У Дон-Кихота — жуткая работа.
Такая человеку не с руки.
До помраченья, до восьмого пота
Идальго атакует ветряки.

И латы дребезжат аляповатые…
И старое ломается копье…
А мельницы все крутятся — проклятые…
Все крутится земное Бытие.

Да, крутится, меняется антураж, сущностное остается, и вечно оно неприглядно.
Мы увидим Робинзона и Дон Жуана, увидим глазами поэта, которым открыты лабиринты психики, спрятанной в героях.
В сущности, каждый — бездна в телесной оболочке.
Рублёв поднимется в метафизический рост, и финал стихотворения даст точное определение души России:

Андрей Рублёв — отнюдь не Мономах.
Но княжий у художника размах!..
По-царски он творил свои иконы.
В искусстве застолбил свои законы.
Его Спаситель встал над Палачом,
И смотрит иронично и строптиво.
…А над рекой все шепчет ни о чем
Душа Руси — юродивая ива.

Влодов сплетает волокна истории и метафизики так, что становится яснее многое, более выпуклым делается нечто зыбкое, более объемным — казавшееся незначительным, а на деле…
Татаро-монголы промчатся, промелькнут сюжеты Грозного и Петра, и всюду будет тот же великолепный метод: смешения философского осознания бытия и ироничного отношения к нему.
При блеске строчек, отточенных, как под инструментами ювелиров, это превращает чтение поэзии Влодова в серьезную внутреннюю работу, облегчаемую, однако, мерой комического.
Разумеется, пойдут стихи о поэтах: об Анненском, Есенине. Маяковском, о многих…
Призмы останутся теми же: остро наводимые на объект исследования… И — будто все немножко не всерьез.
А ведь правда — жизнь секунду длится, чем ближе к концу, тем отчаяннее убеждаешься в этом.
Так что, метод Юрия Влодова оправдан.
Что дополнительно подтверждается циклом, завершающим книгу «Портреты», — «Полушутки в полушубке».
 

Александр БАЛТИН



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.