|
|
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|
Гвозди номера № 3 (201), 2022 г.
Юрий Влодов
Портреты
М.: Издательство Евгения Степанова, 2019
Игра слов, когда одно входит в пазы другого, словно подчеркивает остроту мысли, в данном случае заостренной иронией, как в кратких стихах Юрия Влодова из цикла «Полушутки в полушубке»:
Александру Солженицыну Высокую планку блюдет Солженицын! Он Бродского сек за словесный понос… На Музе Толстого мечтал ожениться, Но Муза Толстого воротит свой нос… Андрею Вознесенскому Вознесенский! Андрэ! Вам в нетленку? — антрэ!
Точность удара, направленного в бубен конкретной судьбы, словно извлекает из оного дополнительный звук… Влодов некогда растворился в плазме народной, выдохнув: Прошла зима. Настало лето. // Спасибо партии за это… И была в пряной краткости стихотворения такая мощь, что запоминали, не подозревая об авторе. Отчасти — и история Советского Союза отлилась в двустишие Влодова. Книга «Портреты», которая вышла в Издательстве Евгения Степанова в популярной серии «Авангранды», пропитана культурологическим воздухом в той мере, в какой очевидно, что человечество не способно без него дышать. Портрет подразумевает проникновение в суть: умение показать в одном человеке сумму состояний, им испытанных, словно свернутых бутоном. Здесь — букеты людей, великолепный человеческий цветник, поскольку речь идет о людях повышенной яркости. История, встающая в полный рост: и Дон Кихот — не менее реальный, чем ваш сосед — прорисовывается жестко, но с юмором, поскольку история его извечна, и будет продолжаться всегда:
У Дон-Кихота — жуткая работа. Такая человеку не с руки. До помраченья, до восьмого пота Идальго атакует ветряки. И латы дребезжат аляповатые… И старое ломается копье… А мельницы все крутятся — проклятые… Все крутится земное Бытие.
Да, крутится, меняется антураж, сущностное остается, и вечно оно неприглядно. Мы увидим Робинзона и Дон Жуана, увидим глазами поэта, которым открыты лабиринты психики, спрятанной в героях. В сущности, каждый — бездна в телесной оболочке. Рублёв поднимется в метафизический рост, и финал стихотворения даст точное определение души России:
Андрей Рублёв — отнюдь не Мономах. Но княжий у художника размах!.. По-царски он творил свои иконы. В искусстве застолбил свои законы. Его Спаситель встал над Палачом, И смотрит иронично и строптиво. …А над рекой все шепчет ни о чем Душа Руси — юродивая ива.
Влодов сплетает волокна истории и метафизики так, что становится яснее многое, более выпуклым делается нечто зыбкое, более объемным — казавшееся незначительным, а на деле… Татаро-монголы промчатся, промелькнут сюжеты Грозного и Петра, и всюду будет тот же великолепный метод: смешения философского осознания бытия и ироничного отношения к нему. При блеске строчек, отточенных, как под инструментами ювелиров, это превращает чтение поэзии Влодова в серьезную внутреннюю работу, облегчаемую, однако, мерой комического. Разумеется, пойдут стихи о поэтах: об Анненском, Есенине. Маяковском, о многих… Призмы останутся теми же: остро наводимые на объект исследования… И — будто все немножко не всерьез. А ведь правда — жизнь секунду длится, чем ближе к концу, тем отчаяннее убеждаешься в этом. Так что, метод Юрия Влодова оправдан. Что дополнительно подтверждается циклом, завершающим книгу «Портреты», — «Полушутки в полушубке».
Александр БАЛТИН
|
|