Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 2 (200), 2022 г.



СЛУЖЕНИЕ ИНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

«Все мы родом из детства…»
   Антуан де Сент-Экзюпери

Александра Крючкова — поэт и писатель-мистик, заслуженный писатель Московской городской организации Союза писателей России, в 2021 году дважды стала лауреатом премии им. А. де Сент-Экзюпери («Книга XXI века» в номинации «Крылья» МГО СПР совместно с НП «Лит. Республика» и «Океан, ветер, песок и звезды» Открытого Литературного Клуба «ОткЛиК»).
Путь Александры на литературный Олимп был достаточно тернист, а тематика творчества задана самой судьбой — уже в детстве, после смерти родителей, Александра проявляла неподдельный интерес к потустороннему миру и религии. После крещения в Православие в Храме «Нечаянной радости» в Марьиной Роще (1989) она училась в церковно-приходской школе Елоховского Богоявленского кафедрального Собора и пела на солее в детском хоре во времена служения Патриарха Всея Руси Алексия II. Храм Христа Спасителя построен еще не был, большинство праздников Патриарх служил именно в Богоявленском Соборе, где часто общался с детьми из церковного хора. Годы, проведенные в храме, внесли свою лепту в творчество Крючковой: книга стихов «Храм Сердца» с посвящением матери, Патриарху Алексию II и А. Блоку была передана автором в августе 2019 с дарственной надписью архимандриту Евлогию (Иванову) — настоятелю Русского монастыря Святого Пантелеймона на Афоне в Греции.
Тесная связь с православным детством и поздней сердечной любовью к греческому Афону отражена и в романе «Исповедь Призрака», центральную часть которого занимают афонские истории, рассказы местных жителей, жития Святых и чудеса их икон, записанные автором в ходе ее поездок в деревушку Урануполи, расположенную на границе со Святой Горой. Обложкой первого издания романа, переданного автором на Афон, а также в краеведческий музей Урануполи и дом-музей местной поэтессы и писательницы Джойс Лок (персонажу романа), послужила икона «Лествица», написанная на Афоне по благословению специально для этой книги (премии: «Жизнь задыхается без цели» им. Ф. М. Достоевского, «Творец миров» им. Д. Андреева, «Россия-Греция XXI»).
Книги Крючковой также находятся в библиотеках Русского Патриаршего Подворья Святителя Николая Чудотворца в Бари (Италия), Иверском мужском монастыре на Валдае, ее стихи звучат в фильме «Русь Святая» А. Кулямина.
Мистическая же окраска творчества вызвана не только глубоким изучением теософии и трудов Е. П. Блаватской, но и личным знакомством с победителем «Битвы экстрасенсов» на ТНТ Нонной Хидирян и практическими занятиями на семинарах Р. А. Мансуровой, фильм о которой «Чудеса исцеления» транслировали на Первом канале ТВ РФ 01.09.2009. По мотивам фильма и путешествия с Р. А. Мансуровой на выездной практический семинар в Китай (2010) написан первый и основной роман серии «Игра в Иную Реальность» — «Книга Тайных Знаний», выдержавший более 10 переизданий в различных издательствах, общим тиражом свыше 10 000 экземпляров (премии: «Живое слово» им. Е. П. Блаватской, им. К. Кастанеды и Г. И. Гурджиева, «Магический реализм XXI», «Лучшая книга года», «Литературный Олимп»).
Александре свойственно сталкивать магию (в лице Сил Тьмы) с Православием (в лице Сил Света). В повести «Остров Харона», начатой автором в Урануполи (Афон, Греция) и завершенной уже в Москве, действие происходит одновременно на двух островах — Амульяни, некогда находившемся во владении афонского монастыря Ватопед, и филиппинском острове колдунов Камотес (премии: «Крылья» и «Книга XXI века» им. А. де Сент-Экзюпери, «Иная реальность» им. Л. и Д. Андреевых, «Дело №…» 2021 им. А. Хичкока, «Бегущие по волнам» им. А. С. Грина).
В повести «Ловушка для Мыслеформы» 40 уроков «волшебства» в Мире Мыслеформ, где живут главные герои, фактически заключаются в творении добра и проявлении любви в духе Православия (премии: «Мастер» им. М. А. Булгакова, «Зазеркалье» им. Л. Кэрролла).
Название сборника рассказов «Верите ли вы в призраков?» (позже вошли в книгу «Сказки призраков»), получившего положительную оценку критиков, сравнивших произведения Крючковой с Эдгаром По (А. Карпенко, «Поэтоград» № 12 (113), 2014), говорит само за себя (премии: «Тень птицы» им. Эдгара А. По, «Дело №…» 2021 им. А. Хичкока, «Сказки для взрослых» им. Э. Т. А. Гофмана и Г. Х. Андерсена, «Литературный Олимп»).
В интервью с Евгением Степановым для журнала «Дети Ра» (№ 11 (73), 2010) Александра не скрывает своих экспериментов со Временем и Пространством, на вопрос об автобиографичности прозы: «Алиса ходит босиком по битому стеклу и раскаленным углям, попадает в Храм Души, слушает Музыку Сфер, сливается с Небом, неужели эта книга основана на реальных событиях?» дает однозначный ответ: «Еще в детстве один человек сказал мне: „Никогда не пиши о том, через что ты не прошла сама“».
Одно из первых изданий «Книги Тайных Знаний», а также книг «Крик в Безответное» и «Лунный кот» проиллюстрированы серией мистических картин самой Александры — «Девочка и Лунный Кот». А «Марина. Анна. Александра», «Ez a — Szerelem!» и книга венгерского поэта и переводчика А. Гаала «Записка в бутылке, или Расколотые слова» — ее рисунками карандашом.
Мистичны и стихи Крючковой из циклов «Голоса из Зазеркалья», «Звездочет», «Лавка снов», «Одинокая Колдунья», «Карточный Домик», «Песни Призраков» (изданы в книге «Лунный Кот», премия «Покой нам только снится» им. А. А. Блока, МГО СПР, 2020). И даже пронзительная любовная лирика («Ностальгия по Атлантиде», «Ко-Фейное», «Не отдавай меня другим») пропитана глубокими философскими размышлениями, наполнена мистической символикой, предчувствиями, знаками и ароматами Иной Реальности.
Многие рецензенты отмечали в творчестве Крючковой присутствие нот Серебряного века, связь с которым не отрицает и сам автор, посвятивший немало произведений А. Блоку, М. Цветаевой и А. Ахматовой. Так, в романе «Ангел-Хранитель» (премии: «Крылья» им. О. Уайльда, «Серебряный ангел», «Литературный Олимп»), переданном в дар Елабужскому Государственному Музею-Заповеднику и Дому-музею М. И. Цветаевой в Москве, описана таинственная поездка героини к Марине Цветаевой, а Блок, Цветаева и Ахматова являются ключевыми персонами в Библиотеке Вселенной, что еще раз подтверждает: не случайно Александра получила право зажечь 11‑й Цветаевский костер в Елабуге (2013), стала лауреатом конкурса «Цветаевские костры» с вручением статуэтки «М. И. Цветаева» и медали им. М. И. Цветаевой (МГО СП России, НП «Литературная Республика», 2013 и 2020).
За серию книг «Игра в Иную Реальность», мистичную и пронзительно глубокую, включающую в себя энциклопедические знания из различных областей тайного и явного, Александра Крючкова признана лауреатом конкурса «Писатель XXI века» в номинации им. Д. Андреева (МГО СП России, НП «Литературная Республика», 2021), награждена орденом «Служение Искусству» (НП «Литературная Республика», 2013) и орденом «За вклад в литературу России XXI века» (МГО СП России, 2020). Думаю, Александра действительно служит здесь, на Земле, своим творчеством — служит Иной Реальности.
С Д. Андреевым и А. де Сент-Экзюпери автора сравнивали многие литераторы, в частности, Вадим Шильцын («Роза мира Маленького принца», рецензия на повесть «Остров Харона»), чьими словами правомерно подытожить и эту статью, и творчество Александры Крючковой в целом:
«Если бы представлялось возможным классифицировать литературу, то книгу «Остров Харона» Александры Крючковой вполне логично было бы поставить на одну полку с "Маленьким принцем" Антуана де Сент-Экзюпери. Трепетное отношение к чуду бытия, построенные от внутренних причин и протянувшиеся во всю вселенную модели взаимосвязей выглядят у этих авторов похожими, несмотря на разницу исходных обстоятельств и диаметрально противоположные финалы. Правы и те критики, которые сравнивают прозу А. Крючковой с Даниилом Андреевым. Множество миров и параллельных вселенных, отраженных в его «Розе мира», вполне могли бы включить в себя и конструкции, обнаруживаемые в романе "Исповедь призрака" и в повести "Остров Харона". Сила логических зависимостей, филигранно выстроенных Крючковой, делает эти произведения не менее правдоподобными, чем философский бестселлер знаменитого мистика. Проза Александры возводит незримый мост между двумя, ничем прежде не связанными авторами прошлого. "Маленький принц" Экзюпери заботился о розе, и вселенский феномен Д. Андреева тоже оказывается розой, но у него это уже "Роза мира". Принимая эстафету поколений, за той же розой незримо и деликатно ухаживает Александра Крючкова…»

Сергей БЕРСЕНЕВ,
член Союза Писателей России,
заслуженный писатель МГО СП России,
заслуженный поэт Московии,
член Экспертного Совета ВСД «Русский Лад»,
лауреат премии «Русь моя» 2019 им. С. А. Есенина,
руководитель Творческого Центра
«Облака вдохновения»





 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.