Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 11-12 (197-198), 2021 г.



МАГИЧЕСКИЙ ПЛЕН ПРОЗЫ АЛЕКСАНДРЫ КРЮЧКОВОЙ

В моих руках философско-мистический триллер Александры Крючковой — «Остров Харона», получивший несколько литературных премий в 2021 году: «Океан, ветер, песок и звезды» им. А. де Сент-Экзюпери (Открытый Литературный Клуб «ОткЛиК»), «Иная реальность» им. Л. и Д. Андреевых (Творческий центр «Облака вдохновения»), «Дело №…» 2021 им. А. Хичкока и «Книга XXI века» в номинации «Крылья» им. А. де Сент-Экзюпери (МГО Союза писателей России, НП «Литературная Республика»). Но я изучаю отзывы критиков, чтобы решить — читать или не читать книгу:
«Если бы представлялось возможным классифицировать литературу, “Остров Харона” вполне логично было бы поставить на одну полку с “Маленьким принцем” Экзюпери. Правы и критики, сравнивающие автора с Д. Андреевым. Множество миров и параллельных вселенных, отраженных в его “Розе мира”, могли бы включить в себя и конструкции, обнаруживаемые в романах Крючковой. Ее проза возводит незримый мост между двумя, ничем прежде не связанными авторами прошлого. “Маленький принц” Экзюпери заботился о розе, и вселенский феномен Андреева тоже оказывается розой, но у него это уже “Роза мира”. Принимая эстафету поколений, за той же розой незримо и деликатно ухаживает Александра Крючкова…» («Роза мира Маленького принца», В. Шильцын)
«“Остров”, возникший на стыке жанров, держит читателя в напряжении до последней страницы: поиск любви приводит к расследованию собственного убийства в духе триллеров Хичкока, а заканчивается разгадкой секрета Харона для перехода души на следующую ступень бесконечной Лестницы в Небо. Нет ничего лишнего и искусственно встроенной «зауми» — все события и диалоги тщательно выверены и продуманы. Книга является серьезным произведением, заслуживающим внимания не менее, чем аналогичные работы в области “Иной реальности”, от “Маленького принца” Экзюпери до “Розы мира” Андреева» («Иная реальность», С. Берсенев)
«Шедевр. Современная притча. Греческие мифы, пропущенные через сердце, обретают вторую жизнь, а грани реальности и фантазии настолько размыты, что повороты сюжета невозможно предугадать! Герои напоминают персонажей Грина, Экзюпери и Андерсена, но вместо “Алых парусов” нас ждет встреча с кораблем призраков. Гармонично вкраплены стихи, впрочем, весь текст — чистой воды поэзия. Книга заслуживает самой высокой оценки. Уверена, ее переведут на многие языки мира и блестяще экранизируют!» («Корабль призраков», И. Антонова)
«“Остров” разномастен и многолик, но тем он и замечателен! Да и самые яркие творческие успехи обычно случаются где-то на стыке, а гениальность проявляется в нестандарте…» («Сказка, детектив, роман», Б. Михин)
«…филигранно-лаконично, многое спрятано сокровищем между строк — читатель чувствует недосказанность, которая влечет его все дальше — исследовать Остров в поисках разгадок шарад, пока в итоге он не остается наедине со своим Духом. Автор берет читателя за руку и уводит в Океан Небесного Света — очистить душу от всего низшего и эгоистичного, чтобы в итоге: “Дух впитал в себя то, что сочтет достойным быть частью Творца”… Одна из немногих книг, которые можно прочитать за день, но получить пищу для размышлений на долгие годы…» («Океан, ветер, песок и звезды», Л. Королёва)
И я читаю книгу под музыку из фильма Кристофера Нолана «Interstellar», возникающую почти из ниоткуда и звучащую рефреном на том самом Острове, — воссоздаю реальность событий, ведь именно под эту музыку читатель вот-вот узнает, как нежны могут быть объятия даже самой жуткой смерти. «Здесь у каждого — свой остров». Музыка звезд и планет переносит меня в пространственно-временной тоннель «Остров» — «Остров», один из которых находится в Книге Солнца, а другой — в Книге Луны. В памяти всплывает Тallinn‑2019 и Нолан с его съемочной группой на улице Tatari под окнами моей гостиницы. Я вижу процесс создания его фильма «Tenet» изнутри. Нолан сконцентрирован, серьезен, сосредоточен. Он дает команду: «Мотор… начали!» И я вижу, как Александра пишет свой «Остров»: …Творец, Океан, Небо, Дерево Желаний, Книга Луны и Книга Солнца… — именно так: с заглавной буквы и никак иначе. И это не художественный прием, а суть величин автора — система координат ее Мироздания, где главное слово «Любовь» оказывается столь невозможно огромно и свято, что становится непроизносимым! Но именно Любовью пронизано все и вся вокруг: и случайно встреченный человек, не имеющий анатомических примет, и Девочка, ищущая в океане свою маму, и Мальчик, ее «маленький принц», который просит фонарик не для себя, а для Девочки, ибо все на этом Острове может исполнить Дерево Желаний, и даже босой Старик, у которого не осталось ничего, кроме черных птиц и чужих воспоминаний, — факт, трогающий меня до глубины души.
Этой хрупкой, не слишком-то общительной девочке-женщине с цветаевской челкой, удается добиться очевидно простым, но явно магическим повествованием града моих слез! Непостижимо, но Крючкова, уже выросшая в творчестве до уровня философской Мысли, замахнувшаяся на проникновение в глубины Мироздания и проводящая нас, читателей, ступень за ступенью по Лестнице в Небо каждой своей книгой, остается в душе наивным ребенком, все еще открывающим для себя Любовь и Мир, Добро и Зло, и удивляет чистотой и искренностью произнесенного: «ХОЧУ!»
И я! Я тоже хочу на этот Остров! Туда, где нет электричества, интернета, кондиционера, а сознанию все равно: «происходит нечто только в мыслях или на самом деле, ведь реакция организма всегда одинакова». Где вода из Озера Влюбленных — не простая, не минеральная, а мертвая и без газа, ибо другой здесь просто нет, зато в такой воде нельзя утонуть, потому что в ней можно дышать! Где филиппинский Рыбак с афонскими четками взламывает и глючит мое время, будто на Острове магов оно может иметь хоть какое-то значение, ведь на часах — Полнолуние, и это Время — лучшее (!), но только для ловли Рыбы с длинным носом и шаманского угощения (кровью с молоком!) — зелья с ограниченным сроком годности, главное — не попасться на удочку колдунов, вселяющих в привораживаемого человека духа умершего…
Уплыть! Уплыть из мира, где возможно разрушение старинной готической церкви ради добычи каменного угля, самоубийство из-за невыплаченных банку процентов по займу для бизнеса, и воровство идей не считается зазорным — вот если бы чужую сумку, тогда — да, а так… Уплыть на Остров, где «снятся не сны — воспоминания!», из которых я, наконец-то, узнала бы, почему «мы подсознательно боялись потерять друг друга, так и не встретившись в новом качестве, и откладывали все разговоры на потом…» На Остров, где вряд ли с ходу ответишь на вопрос Звездочета: «Ты действительно веришь в то, что оказался здесь случайно?» И будет возможность подумать о смысле жизни, но только до прилива, наползающего тихой водой, как любвеобильный монстр, ведь «Океан приходит сюда молча»… На Остров, с которого так сложно исчезнуть, ибо «у каждого — свой паром», но он имеет право не приплыть за тобой никогда — расписания не существует, вернее, оно зависит исключительно от тебя. На Остров, где убить можно лишь собственное эгоистичное Я, и никакое воровство уже невозможно, потому что воровать здесь нечего, ведь самое ценное — это свет… фонарика, и он — эксклюзивно — ТВОЙ!
Конечно, и сам Остров, и его герои, существующие в реальности, имеют свои прекрасные имена, но для меня лично они уже не столь важны — их вытеснит из памяти потрясающее ощущение свободы (!) от настоящего, прошлого и предполагаемого будущего, которое я получила, сидя, укутав ноги в плед… вернее, в плен — да, в магический плен прозы Александры Крючковой.

Елена Талленика,
член Союза писателей России,
лауреат международных премий



 
 




      © Вест-Консалтинг 2008 г.