Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 11-12 (197-198), 2021 г.



АНГЕЛЫ-ХРАНИТЕЛИ СУЩЕСТВУЮТ!

(о романе «Хранитель» Александры Крючковой)


«Хранитель» Александры Крючковой, удостоенный премии им. Оскара Уайльда «Крылья» (Московская городская организация Союза писателей России, 2021) и премии им. Франсуазы Саган «Серебряный ангел» (Открытый Литературный Клуб «ОткЛиК», 2015), — это очень необычный, потрясающе-глубокий и обнаженный роман-откровение, основанный на реальных событиях. С первых строк возникает ассоциация: Пауло Коэльо и Бернар Вербер, но читаешь далее — Карлос Кастанеда и хакеры сновидений, а где-то — Габриэль Гарсиа Маркес и Вадим Зеланд. Реальные факты из уникальной судьбы автора настолько тесно взаимосвязаны и гармонично переплетены с Иной Реальностью и Мирами Тумана и Сновидений, а также с их представителями, ангелами-хранителями и призраками, что пространственно-временные грани стираются окончательно и бесповоротно, а все происходящее целиком и полностью воспринимается читателем единым и неделимым целым — единственно-возможным и истинно-настоящим.
В построении нелинейного и нетривиального сюжета — конечно же, о любви! — помимо «косичек» времени и головокружительных, как «американские горки», путешествий в Пространстве Вариантов, ведь Будущее — не предопределено, а значит, его можно переписать, звучит музыка рефренов — повторов встреч, чувств, видений и снов — они воссоздают спиральность бытия и убаюкивают сознание, пуская круги по воде. Но сюжет-шарада с привкусом детектива действительно держит в напряжении до последнего, а все версии читателя отпадают по мере приближения к развязке, и кажется, что разрозненные звенья невозможно соединить в единую цепочку событий, приводящую главную героиню Алису к ее собственной смерти в Венеции, пазл не складывается! Но… «это только так кажется»!
Венеция — мистический город, поездка в который вместе с любимым человеком, по преданию итальянцев, грозит вечной разлукой, предстает в романе зловещим черным городом, оплакивающим призраков. Сильное впечатление производит описание автором «картонной Луны» в небе и ее картонное же отражение в картонной (!) воде — как погружение в сумасшествие в тот момент, когда ты сам переживаешь чувства главной героини и осознаешь смещение граней в собственной голове.
Однако, несмотря на драматичность событий, автору удалось достаточно легко и в некоторых моментах даже иронично описать черные полосы своей жизни и взглянуть на себя со стороны — глазами Ангела-Хранителя, подшучивая над собой, что свойственно мудрому и светлому человеку, который прошел огонь, воду и медные трубы, но не озлобился на мир.
«У каждого из нас — свой Дьявол», но самое страшное — потерять себя. Блуждая в Мире Тумана, Алисе предстоит не только посетить Библиотеку Вселенной, но и добраться до нужных страниц в Скрижалях Астрального Света, зайти в Дом Жизни и найти в Лабиринте Подсознания причину происходящего, чтобы переписать сценарий.
В отличие от других романов Крючковой, «Хранитель» написан в духе сценария в настоящем времени, возможно, как тонкий намек читателю, что важно жить «здесь и сейчас», а не зацикливаться на Прошлом и Будущем. В прозу включены и стихи автора, представляющие собой восхитительные иллюстрации, яркие вспышки-акценты, как красные маки на белом платье главной героини, победившей в турнире «Король поэтов» (МГО СП России, 2013) и в «императорском» конкурсе «Наследие» (Российский Императорский Дом совместно с РСП, 2014).
Любопытно и позиционирование автором Алисы как поэта: упоминая трех мастеров Серебряного века (А. Блока, М. Цве-таеву и А. Ахматову), «обитателей Библиотеки Вселенной» и действующих персонажей романа, Алиса не приравнивает себя к ним, но обращается за помощью и в критических ситуациях получает ее — приезжает к Марине Цветаевой в Елабугу перед тяжелой операцией, а перед аварией в день рождения Анны Ахматовой перечитывает томик стихов Александра Блока — свою настольную книгу детства.
Как говорил Сергей Есенин, ничего стоящего нельзя добиться без послания в смерть, и это верно! Алиса не просто не боится смотреть в глаза собственной смерти — она смотрит сразу сквозь нее, и не просто веруя в существование посмертного бытия, но исследуя его в пограничных состояниях. При этом Алиса панически боится… жизни! — да, вот он, ее Человек в Черном, которого знали и Есенин, и Пушкин, и Моцарт. И теперь загадочная смерть главной героини в Венеции предстает совершенно в ином свете: не Человек в Черном убивает Алису, но ее собственный страх Будущего, которое может причинить боль.
И здесь фраза «все мы родом из детства» подтверждается автором на 100 процентов: в поисках сил для преодоления страхов Будущего мечущаяся душа Алисы-взрослой первым делом возвращается в трагичное Прошлое, заново проживая его самые драматичные фрагменты и обращаясь к Алисе-ребенку, чтобы поддержать «ее = себя» в тяжелый момент. И это погружение с головой на дно океана Подсознания с воспоминанием сожженного дома и рано умерших родителей, с беседами с мамой наяву и во сне — страшно, пронзительно и трогательно до слез.
Но если в начале романа мы отчетливо слышим голоса ангелов — незримых Хранителей людей, которые договариваются между собой, чтобы помочь подопечным сделать правильный шаг в ту или иную сторону, то по ходу развития сюжета их речь становится все тише, уступая место силе человеческого Духа. И вот, на фоне захватывающих обычных и совершенно невероятных событий, появляется и самое главное действующее лицо — Божественная Любовь, достигающая в финале своего апогея: в последнюю секунду страшной автокатастрофы Алисе предоставлено право выбора… Но… стоит ли главной героине возвращаться с Того Света, чтобы стать Хранителем человека, который предал ее и из-за которого она и пожелала себе погибнуть в аварии?..
Как и все романы Крючковой, «Хранитель» достоин шикарной экранизации! Ну, а продолжение истории — следует! Серию «Игра в Иную Реальность» пополнил очередной философско-мистический роман «Исповедь Призрака», уже отмеченный премией им. Д. Л. Андреева «Творец миров» (Открытый Литературный Клуб «ОткЛиК», 2019) и премией им. Ф. М. Дос-тоевского «Жизнь задыхается без цели» (МГО СП России, 2021). От души присоединяюсь к поздравлениям автора и с нетерпением жду новинок!

Татьяна Трубникова,
писатель, сценарист,
член Союза писателей России



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.