|
|
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|
Гвозди номера № 11-12 (197-198), 2021 г.
Инна Ряховская
Ты и я
М.: «Вест-Консалтинг», 2021
Новая книга Инны Ряховской — летопись любви, исповедь, для прочтения которой стоит найти время и спокойную обстановку. Не только потому, что перед нами тонкая любовная лирика, которую саму по себе нужно читать неспешно, пропуская через себя. Сборник «Ты и я» посвящен светлой памяти Юрия Ряховского, мужа автора, а супружество длиной в 43 года — это, скажу без преувеличения, подвиг. «Брак есть таинство любви» — говорит святитель Иоанн Златоуст и разъясняет, что брак является таинством уже по той причине, что он превышает границы нашего разума, поскольку в нем два становятся одним. Сколько нужно иметь душевных сил, как же нужно любить, чтобы семейный союз, основанный на любви и доверии, продержался так долго?! Нет, мозг этого не вмещает… Да он и не распался, ибо человек жив, пока жива память о нем. Инна Ряховская знает это, как никто другой. Первую часть этой книги — «…Нежности родник живой» — составили стихи, родившиеся при его жизни. Так радостно за этих героев… чувствуется неуловимое смущение, боязнь развеять небрежным прочтением атмосферу этих произведение. Ибо нежность — не для всех. Для любимого и особенного. Мягкость, растворение в каждом мгновении — и обретение самого дорогого, что только может подарить человеку земное существование:
Багряный был октябрь. И грянул листопад. А ты искал меня с надеждою и верой, блуждая в сумраке, плутая… Наугад ты на крыльцо взошел. И не ошибся дверью.
Нежность позволяет выйти за границы собственного «я», она — производная любви. К сожалению, в наш грандиозный век цифровой революции трогательная забота о состоянии другого зачастую воспринимается с пренебрежением, есть даже презрительное словосочетание «телячьи нежности». Между тем, даже не все поэты, у которых, по долгу ремесла, не должно быть проблем с метафорикой, берутся описывать это состояние. Потому что для него очень часто не хватает нужных слов. Деликатность? Это слишком формально. Ласка? Но и кота можно гладить резко, мол, отцепись, пушистый, и человека поцеловать — дежурно, потому что в семье заведено перед работой «клевать» друг друга в щечки, уносясь мыслями каждый в свои переживания. А вот нежность… Особая теплота, идущая от самого сердца, которая не боится предъявить себя этому миру:
Касаясь слов, как будто спящих клавиш, Слагать мелодию, которой нет конца, И в звуках свет осенний переплавить В спокойный свет любимого лица.
Нежность требует трепетности, но она не тождественна слабости. Лирическая героиня Инны Ряховской чиста душой. Она добра и отзывчива. Заботлива. Верна. Такую женщину переполняет любовь, которой она не может не делиться. Это ведь особая радость — видеть, как человек отзывается на твою заботу. Таких и берут в жены, с такими живут в горе и в радости, до тех пор, пока… Как жаль, что ни в школе, ни с экранов телевизора нам не рассказывают, что любовь — это не только страсть! Это очень глубокое ощущение того, что кто-то раскрывает и завершает тебя:
Стихают бури юных дней, и мудрой зрелости терпенье нам и дороже, и ценней, чем крови буйное кипенье.
Зрелая любовь не терпит пустопорожней болтовни. Внутреннее единство между супругами настолько крепкое, что они понимают друг друга без слов:
Стократ дороже нам тепло все понимающего взгляда, и сердце скажет все без слов, что бьется в унисон и рядом.
Особенно ценна в этих стихах тихая радость лирической героини Инны Ряховской чувствовать себя понятой и принятой, принимающей и понимающей. Про вторую часть книги говорить намного труднее. Она называется «Мой 2020‑й год, или По краю пропасти», и, как вы понимаете, трагична. Здесь представлены стихи о пережитом в год пандемии, когда мы все оказались в смертельной опасности и не осталось ни одной семьи, которой удалось бы избежать скорбей, так или иначе связанных с «губительным поветрием». Не хочу здесь акцентировать внимание на личном горе автора, но, уверена, вы понимаете, какого душевного труда стоили Инне Ряховской эти строки:
Твой голос любимый, далекий, зовущий Все кличет негромко средь темных стволов, Другим уже далям кромешным присущий, Как будто ласкает последним теплом.
От болезни никто не застрахован. Но кто-то уходит один, всеми забытый, а кто-то встречает свой последний день, окутанный вниманием и заботой. Сложно удержаться и в завершение не процитировать гимн любви апостола Павла (1 Кор.13:13): «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». Любовь — это цель, подкрепляемая верой и надеждой. Как же хочется, чтобы тем, кто прочтет эту книгу, стало ясно: есть в этой жизни настоящая, светлая любовь, которая сильнее всего, даже смерти.
Ольга ЕФИМОВА
|
|