 |
 |
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|



Гвозди номера № 11-12 (197-198), 2021 г.

ПРОВИДЧЕСКАЯ ЛИРИКА ВИКТОРА ЦОЯ
 В конце ХХ века в русской поэзии появился такой удивительный поэт, как Виктор Цой. Справедливо о нем написал Борис Гребен-щиков. Он как серьезный художник уловил главное, а именно — мистическое происхождение текстов Цоя, то, что он был проводником определенных космических сигналов, голосом некоего зазеркального Духа, который, точно джинн в бутылке, жил в теле русского поэта с корейским лицом. В своих мемуарах «Мы были как пилоты в соседних истребителях…» БГ пишет: «Совсем недавно — на прошлой неделе в Москве, — переслушивая ночью с друзьями "Звезду по имени Солнце", я просто был в неистовстве от того, насколько ясно дух говорит, что ему здесь тесно, что он не понимает, зачем он здесь, и хватит уже, уже все. Там каждое второе слово об этом» 1. И еще — «Он выражал сам себя и тот дух, который через него говорил» 2. Виктор Цой как, пожалуй, никто из поэтов конца ХХ века чувствовал приближение смерти. Очень много писал о ней. По глубине чувства, по силе эмоциального воздействия на аудиторию его строки можно, наверное, сравнить только со стихами Сергея Есенина. Конечно, версификационный уровень у Есенина намного выше. Но Цою высокое мастерство и не было необходимо. Он имел гитару и голос. По сути песни Цоя — это образцы звучарной (сонорной) поэзии, у которой свои законы. Свою космическую миссию Цой выполнял четко — доводил до аудитории то, что через него говорил Дух. Поэт — зеркало времени. И всегда — даже когда говорит о себе — выражает состояние общественного настроя. Цой, посетивший «сей мир в его минуты роковые», как настоящий блаженный, на невнятном, сумбурном, нестройном языке выразил безысходность, отчаянье этноса (точнее — суперэтноса), живущего в эпоху перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Лучше всех о Цое сказал, конечно, сам Цой.
* * * Закрой за мной дверь. Я ухожу.3 * * * И мы знаем, что так было всегда: Что судьбою больше любим, Кто живет по законам другим И кому умирать молодым. Он не помнит слова «да» и слова «нет». Он не помнит ни чинов, ни имен. И способен дотянуться до звезд, Не считая, что это сон. И упасть опаленным звездой По имени Солнце4. * * * А потом придет она, Собирайся, скажет, пошли. Отдай земле тело, Ну а тело не допело чуть-чуть. Ну а телу недодали любви. Странное дело5. * * * Я жду ответа. Больше надежд нету. Скоро кончится лето6. * * * Но странный стук зовет в дорогу. Может — сердце, а может — стук в дверь. И когда я обернусь на пороге, Я скажу одно лишь слово: «Верь!» И опять сквозь грохот колес Мне послышится слово: «Прощай!»7 * * * Вечер, я сижу дома. Это зима, это декабрь. Ночь будет холодной. Если верить часам, она уже рядом8. * * * А без музыки и на миру смерть не красна. А без музыки не хочется пропадать9. * * * Разрежь мою грудь, посмотри мне внутрь: ты увидишь — там все горит огнем10.
Можно продолжать цитировать и далее, но совершенно очевидно, что смерть, ее приближение — основные темы поэзии Цоя. Лексика поэта очень проста, образы зачастую тривиальны. Но именно они оказались понятными и понятыми. В редком стихотворении Цоя нет упоминания о космических светилах, звездах, Луне, Солнце. И есть четкое противопоставление: Земля — Небо.
Между землей и небом — война. И где бы ты ни был, Что бы ни делал, — Между землей и небом — война.11
Цой — голос Духа — всегда на стороне Неба, откуда он, видимо, пришел и куда жаждал вернуться.
* * * Я хотел бы остаться с тобой. Просто остаться с тобой. Просто остаться с тобой. Но высокая в небе звезда зовет меня в путь. (Подчеркнуто мной. — Е. С.) Группа крови на рукаве — Мой порядковый номер на рукаве. Пожелай мне удачи в бою, Пожелай мне Не остаться в этой траве, Не остаться в этой траве12. * * * Снова за окнами белый день. День вызывает меня на бой. Я чувствую, закрывая глаза: Весь мир идет на меня войной13. * * * В небе над нами горит звезда. Некому, кроме нее, нам помочь В темную, темную, темную Ночь. Ночь пришла, а за ней гроза14. * * * На теле ран не счесть, Нелегки шаги. Лишь в груди горит звезда15. * * * Это наш день. Мы узнали его по расположению звезд. Знаки огня и воды, Взгляды богов. И вот мы делаем шаг На недостроенный мост. Мы поверили звездам, И каждый кричит: «Я готов!»16.
Автору этих заметок уже приходилось писать, что образ поэта — составная и неотъемлемая часть его литературной судьбы. Самые, казалось бы, тривиальные строки становятся актом прозрения и провидения, когда они находят реальное подтверждение в жизни. Виктор Цой ответил за каждое свое слово. И, конечно, является незаурядным — непостижимым — явлением.
Евгений СТЕПАНОВ
______________________________________________________________ Список использованной литературы 1 Борис Гребенщиков в книге: Виктор Цой. Звезда по имени солнце: Стихи, песни, воспоминания. — М.: Эксмо-Пресс, 2001 г. — С. 144. 2 Там же. С. 153. 3 Виктор Цой. Звезда по имени солнце: Стихи, песни, воспоминания. — М.: Эксмо-Пресс, 2001. — С. 218. 4 Виктор Цой. Звезда по имени солнце: Стихи, песни, воспоминания. — М.: Эксмо-Пресс, 2001. — С. 340, 341. 5 Там же. С. 344, 345. 6 Там же. С. 350. 7 Виктор Цой. Звезда по имени солнце: Стихи, песни, воспоминания. М.: Эксмо-Пресс, 2001. — С. 353. 8 Там же. С. 94. 9 Там же. С. 347. 10 Там же. С. 336. 11 Виктор Цой. Звезда по имени солнце: Стихи, песни, воспоминания. — М.: Эксмо-Пресс, 2001. — С. 220. 12 Виктор Цой. Звезда по имени солнце: Стихи, песни, воспоминания. — М.: Эксмо-Пресс, 2001. — С. 219. 13 Там же. С. 342. 14 Там же. С. 360. 15 Там же. С. 348. 16 Виктор Цой. Звезда по имени солнце: Стихи, песни, воспоминания. — М.: Эксмо-Пресс, 2001. — С. 338.
|
 |