|
|
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|
Гвозди номера № 10 (196), 2021 г.
МЕРА МАКСИМА ЛАВРЕНТЬЕВА I
Развернется белый стих: сухой, как стрептоцид, поджарый, мускулистый; развернется, повествуя о поездке: и будто метафизические разводы проступят сквозь общие ступени лестницы путешествия:
Решили с другом съездить в Подмосковье — пособирать осенние опята, по лесу побродить да жизнь обкашлять. Среди недели (я тогда работал редактором журнала «Литучеба» и потому был нищенски свободен, а Саша — вольный человек по сути) в полупустую сели электричку и скоро с Белорусского вокзала в Звенигород отправились.
В стихах Максима Лаврентьева много конкретики: зримых деталей мира, речь чрезвычайно современна, и она в той же мере закипает, в какой пропускает сквозь себя метафизические лучи… Осмысление реальности — через символы и знаки, скульптуры, парки… Через пейзаж, вписанный в панораму мира. Или — специфически истолкованный образ Агасфера:
Видел все — распятье, смерть Христа. Вечером, в конце Страстной недели, Возвращаться в город я не стал, Попривык бродяжничать без цели. «Вечный Жид» прозвал меня народ. Умирая, воскресаю снова, И порою глиняный мой рот Обжигает огненное слово.
Огненное слово известно поэту. Оно вовлекает в бездну и поднимает из нее к запредельным вершинам, к сакральному ощущению слова — великого и великолепного… Культурологические мотивы перевивают поэзию Лаврентьева тугими лентами: мелькнет улыбка Лао-Цзы, сочетаемая с наставлениями Будды, а античные боги рассыпают свои веселые миры осколками позабытых статуй. Или — предстают старыми статуями, в целостности данными среди старинного парка. Стихи сродни паркам. Стихи сродни многому, хотя и предельно самостоятельны. И поэзия Максима Лаврентьева крупно прорастая в реальность, дает хорошие подтверждения значимости слова в любые времена.
II
Поэзия — своего рода алхимия, превращающая низины в высоту, живописующая порой то, мимо чего человек пройдет, не интересуясь сутью… предмета ли, явления. Максим Лаврентьев удивительно чувствует природу слова, оно у него нежно и насыщенно одновременно, строка интенсивна и в то же время легка:
Словно первая бабочка мая, принесенная к людям в жилье, на ладони твоей оживая, встрепенется вдруг сердце мое. И, еще не поняв что такое, пробуждаясь от смертного сна, я увижу лицо молодое, я почувствую: в мире весна!
И весна распустится в сознанье, заиграет лучами чужого чувства так тонко, будто оно твое. Уметь заражать своим — тоже характеристика поэзии. Сквозь лабиринты проходит жизнь: не зримые, оттого не менее мучительные; и лабиринты эти в современном мире осложняются, запутываясь и играя такую роль, которую сложно переоценить:
Вслушиваюсь в шум дождя, в страстный шепот, в смутный шелест… Кто же в этом мире я? Может быть, и впрямь — пришелец?
Пришелец — ибо поэзия: вариант перевода с небесного на земной, и подлинность поэта во многом схожа с участью локатора. Но Максим Лаврентьев — земной, учитывая, сколько предметности мира растворено в его стихах. Так, всерьез играя на разных полюсах, Лаврентьев творит свой свод реальности, переведенной в стихи.
III
…Интересно обозначенное собственное место — в реальности или в недрах метафизики, простирающей свои полотнища надо всеми:
неизвестный маленький связной между Богом и вот этим сквером.
Так — уничижение, мол, паче гордости — но ювелирно точно и очень красиво указал на себя Максим Лаврентьев, живописую московскую весну, неотчетливую, с осенью легко спутать… Грустный настой стихов, разбавленных чудом, в которое не верит спутница-весна:
Нам бы только ног не замочить, нам бы только выбраться отсюда. Я рифмую, спутница молчит, и скучает, и не верит в чудо.
Доверительная и открытая интонация Лаврентьева подкупает, так же, как ясность стихов, за которой ощущается бездна высоты — того же весеннего неба, к примеру. Интересны города поэта, увиденные точно под острым углом детства: выразительные по-своему, точно протерли оптические стекла:
Я с детства помню осень в городе: парк превращался в райский сад и в нем волшебно пахли желуди сквозь бесконечный листопад.
…Возникает и проявляется пристрастие к мелочам, мелким звездам жизни, изощренным подробностям, деталям, организующим бытовую панораму, и Кант, помянутый с издевкой, попран как будто:
Индифферентен к низменным вещам, Иммануил восторженно вещал, задравши морду, про мораль и звезды. А я, друзья, взглянул сейчас на гвоздь. Не понимаю, разве хуже звезд обычный гвоздь, торчащий из известки?
Кто его знает, каковы они — эти звезды… Но все же именно они (на мой взгляд) дают возможность писать стихи, что и чувствуется по лучшим, взлетающим ввысь, пестро окрашенным произведениям Максима Лаврентьева.
IV
Индия (как духовная родина) рассматривалась многими не раз за века, и толкование Максимом Лаврентьевым оной истории Кришны граничит с домашним превращением индийских формул духа в современные русские стихи:
Искусство, движущее миром вербальным! сквозь века и жанры, а ну, перенеси нас мигом на берега священной Джамны, где в древней Матхуре, в темнице, от Васудевы у Деваки родился Кришна темнолицый, о чем предупреждали знаки.
Легко и плавно разворачиваются тексты, раскрывая пергаменты новые, используя манускрипты ветхие, не ветшающие, совершенные… Или близкие к тому: таинственные до невозможности, изобилующие шифрами, трудно поддающиеся исчислению и разгадке. Рождение Кришны. Детство Кришны… И так далее: все этапы в краткости строк, столь же льющихся, сколь и чеканных. Красивое совмещение:
Как ястреб, оперившись, в небо взмывает бить ворон и галок, а воробей за крошкой хлеба слетает в грязь, смешон и жалок, — так юный Кришна возвышался над сверстниками-пастухами и быть подстать ему старался бог, воплощенный в Балараме.
В финале звучат пронзительные и предельно откровенные строки:
Так завершается поэма о достославном боге Кришне. Пунктирно выведена тема и комментарии излишни. С большим трудом, столь мне противным, я подбирал слова простые. Старался быть во всем правдивым. А если где соврал — простите.
И красота текста искупает возможную, допущенную едва ли с умыслом, ложь… Поэзия всегда права.
Александр БАЛТИН
|
|