 |
 |
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|



Гвозди номера № 10 (196), 2021 г.

ПОЭТИЧЕСКИЕ ПРОРОЧЕСТВА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА
 Безусловно, первым литератором в России, кто возвел в абсолют мнение о том, что поэт является пророком, был Александр Сергеевич Пушкин. В стихотворении «Подражание Корану» эксплицитно сформулированы представления Пушкина о провидческом даре художника. Поэт-пророк, согласно Пушкину, это человек, который одарен «могучей властью над умами» [1]. Как пишет Л. И. Соболева: «Поэту-пророку внятно все — "неба содроганье" и "дольной лозы прозябанье", "гром небес" и "жужжанье пчел над розой алой"». «Пророк воплощает власть духовную — и противопоставлен власти земной» [2]. Думается, что определение Л. И. Соболевой можно расширить. Поэт-пророк не только «воплощает власть духовную», не только способен к конкретному прорицанию в личной и общественной жизни, он также имеет особое предназначение быть выразителем духовных чаяний народа, обладает нетривиальной способностью выразить своим творчеством время. Что же такое пророк в представлении Пушкина? В чем его земная функция? Поэт сам дает ответы на эти вопросы. Помимо того, что пророк призван «глаголом жечь сердца людей», он (вспомним «Подражание Корану») не суесловит, говорит о главном — «В паренье дум благочестивых,/ Не любит он велеречивых/ И слов нескромных и пустых». Пушкин не идеализирует пророка, замечая, что он не Бог, что ему свойственны человеческие слабости и даже склонность к похвальбе. «С тобою древле, о всесильный,/ Могучий состязаться мнил,/ Безумной гордостью обильный;/ Но ты, господь, его смирил./ Ты рек: я миру жизнь дарую,/ Я смертью землю наказую,/ На все подъята длань моя./ Я также, рек он, жизнь дарую,/ И также смертью наказую:/ С тобою, боже, равен я./ Но смолкла похвальба порока/ От слова гнева твоего:/Подъемлю солнце я с востока;/ С заката подыми его!» Пророк не ставит себя выше Господа — «Творцу молитесь; он могучий:/ Он правит ветром; в знойный день/ На небо насылает тучи;/ Дает земле древесну сень». При этом Пушкин осознанно ассоциирует себя с пророком, декларирует свою позицию. В стихотворении «Французских рифмачей суровый судия» он обращается с символической (ибо адресат уже в лучшем из миров!) просьбой к знаменитому парижскому пииту и критику ХVII–ХVIII веков, автору книги Art poétique (Поэтическое искусство) Депрео (Никола Буало-Депрео, 1636–1711), которого считает пророком, стать ему «вожатаем». Прозорливость Пушкина касалась разных тем — и личной жизни, и общественной (вспомним, например, классическое «Клеветникам России»). …Путь любого человека, тем более поэта, — это подготовка к смерти. Пушкин начал готовиться к своему земному финалу задолго до роковой дуэли 1836 года. Он как бы моделировал свою кончину, отчасти программировал ее, точно играя с судьбой в опасную и фатальную нейролингвистическую игру. Подобными роковыми экспериментами в ХХ–ХХI веках занимались Сергей Есенин и Николай Гумилёв, Марина Цветаева и Николай Рубцов, Виктор Цой и Борис Рыжий… (Об этом в следующий раз.) В ранние годы Пушкин пишет стихотворение, которое называется «Моя эпитафия».
Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою, С любовью, леностью провел веселый век, Не делал доброго, однако ж был душою, Ей-Богу, добрый человек [3].
В дальнейшем поэт постоянно возвращается к теме смерти, которая, образно говоря, гуляет по строкам русского гения. «…Пускай умру, но пусть умру любя!»; «Умолкну скоро я!»; «Дар напрасный, дар случайный,/ Жизнь, зачем ты мне дана?/ Иль зачем судьбою тайной/ Ты на казнь осуждена?»; «Снова тучи надо мною/ Собралися в тишине;/ Рок завистливой бедою/ Угрожает снова мне; «Я говорю: промчатся годы,/ И сколько здесь ни видно нас,/ Мы все сойдем под вечны своды —/ И чей-нибудь уж близок час»; «И где мне смерть пошлет судьбина?/ В бою ли, в странствии, в волнах?» Каждая из приведенных выше строк заслуживает пристального внимания и отдельного разбора. Остановимся кратко лишь на двух последних. «И где мне смерть пошлет судьбина?/ В бою ли, в странствии, в волнах?» Как видим, поэт предельно точно говорит о своей гипотетической судьбе. И первое предположение — о смерти в бою — сбудется фатально и безнадежно. Пушкин нередко в своих стихах использовал аллегории — говорил ли он о природе, об осеннем лесе, об осени, о тучах, которые «мчатся и вьются», об убитом богатыре — он говорил о человеке, чаще всего о самом себе. Характерно в этом смысле стихотворение «Ворон к ворону летит».
Ворон к ворону летит, Ворон ворону кричит: Ворон! где б нам отобедать? Как бы нам о том проведать? Ворон ворону в ответ: Знаю, будет нам обед; В чистом поле под ракитой Богатырь лежит убитый. Кем убит и отчего, Знает сокол лишь его, Да кобылка вороная, Да хозяйка молодая. Сокол в рощу улетел, На кобылку недруг сел, А хозяйка ждет милого Не убитого, живого. [4]
Кто этот убитый богатырь, который лежит «в чистом поле под ракитой»? Почему Пушкин пишет о нем? Откуда молодая хозяйка знает о причинах его гибели? Смерть нередко ассоциируется у Пушкина с женщиной. Есть исследователи, которые связывают трагедию поэта с его супругой — Н. Н. Гончаровой. В частности, Александр Федулов разбирает зашифрованные коды стихотворения «Анчар». Он размышляет: «9 ноября 1828 г., за 2–3 месяца до знакомства с Натальей Николаевной, Пушкин написал (или записал) стихотворение, название которого фонетически полностью входит в фамилию "Гончарова". Это "Анчар". Древо яда.
Природа жаждущих степей Его в день гнева породила.
Кстати, Н. Н. родилась 27 августа 1812 г., на второй день после Бородинского сражения. День гнева. "Анчар" был предупреждением Судьбы.
Я влюблен, я очарован, Словом, я огончарован.
Даже в этом экспромте Судьба подбрасывает поэту направление звуковых ассоциаций. Но он не понял, что гон данных чар направлен против него, что это не метафора любовного состязания, но символ охоты, где поэт — волк, судьба которого — быть затравленным» [5]. Конечно, это только гипотеза. Но гипотеза, возникшая не на пустом месте. Ранее, в начале двадцатых годов, Пушкин пишет пронзительное стихотворение, в котором во многом предвосхищает свою судьбу (достаточно только заменить предмет обращения…).
Гречанка верная! не плачь, — он пал героем, Свинец врага в его вонзился грудь. Не плачь — не ты ль ему сама пред первым боем Назначила кровавый чести путь? Тогда, тяжелую предчувствуя разлуку, Супруг тебе простер торжественную руку, Младенца своего в слезах благословил, Но знамя черное свободой восшумело. Как Аристогитон, он миртом меч обвил, Он в сечу ринулся — и, падши, совершил Великое, святое дело [6].
Поэзия Пушкина была устремлена в будущее, он искал и нашел свою коммуникативно-футуристическую стратегию. Его перу принадлежат такие классические строки.
Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: Все мгновенно, все пройдет; Что пройдет, то будет мило [7].
И тем забавнее, что будетляне хотели «бросить Пушкина с парохода современности». Он этого заслуживал меньше всего. Пророческие советы Пушкин оставил всем творческим людям. Они сфокусированы в сонете «Поэту».
Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пускай толпа его бранит И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости колеблет твой треножник. [8]
И, конечно, собственную посмертную славу поэт в деталях предсказал в 1826 году в классическом «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
Exegi monumentum Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тлeнья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. Веленью бoжию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца; Хвалу и клевету приeмли равнодушно И не оспоривай глупца. [9]
Евгений СТЕПАНОВ
_________________________________ Список использованной литературы [1] См. об этом подробнее в: Евгений Степанов. Поэты-пророки//Футурум АРТ, 2001. — № 1. — С. 57–64. [2] Л. И. Соболева. Предисловие к книге: Александр Сергеевич Пушкин. Избранные сочинения. — М.: Художественная литература, 1990. — С. 11. [3] Александр Сергеевич Пушкин. Избранные сочинения. — М.: Художественная литература, 1990. — С. 59. [4] Александр Сергеевич Пушкин. Избранные сочинения. — М.: Художественная литература, 1990. — С. 330. [5] Александр Федулов//Футурум АРТ, 2004. — № 5. — С. 86–87. [6]Александр Сергеевич Пушкин. Избранные сочинения. — М.: Художественная литература, 1990. — С. 108–109. [7] Там же. С. 199. [8] Александр Сергеевич Пушкин. Избранные сочинения. — М.: Художественная литература, 1990. — С. 356. [9] Александр Сергеевич Пушкин. Избранные сочинения. — М.: Художественная литература, 1990. — С. 455.
|
 |