Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 04 (72), 2011 г.



Эдуард Просецкий
"Посланник Вавилона"


М.: Вест-Консалтинг, 2010

Эдуард Павлович Просецкий — профессиональный писатель, член Союза писателей СССР с 1977 года. Автор рассказов, повестей и романов. Лауреат литературных премий. В 1960 году окончил МГУ им. Ломоносова, а в 1981 году — высшие литературные курсы при Литературном институте им. А. М. Горького. Принадлежит к тому поколению русских писателей, кто на собственном опыте испытал последствия тяжелейшей духовной, экономической и социально-политической ломки в стране — от эпохи Сталина до эпохи Ельцина и его преемников. Характер и судьба этого поколения составили главную тему романов Просецкого, вышедших в свет в 80-х годах: "Потерять и найти" ("Современник", 1984), "Дальше пойдешь один" ("Советский писатель", 1987), "Заглянуть в колодец", "След на песке" ("Современник", 1988). В послеперестроечный период публикуются романы Просецкого "Соцбыт" (1991), "Каземат" (1995), "Миф" (1996), "Дневные любовники" (2000), "Падение Икара" (2005), которые стали художественным осмыслением новейшей истории нашей страны. Член Союза писателей Москвы. Член Русского ПЕН-центра.

В издательстве "Вест-Консалтинг" вышла его новая книга "Посланник Вавилона" (2010).

Главный герой романа — эсхатологический. Это сам Антихрист или, скорее, какое-то подобие его, предтеча, — то есть, человек с экстрасенсорными способностями, умеющий определять будущее, проникающий в психологию людей, обладающий мистическими, необъяснимыми с точки зрения науки, умениями. Он появляется в подмосковном городе Козополянске, выдавая себя за пророка и всемирного учителя. Фамилия его — Благоволин — предвещает только добро, чем изначально вводит в заблуждение, но вводить в искушение и заблуждение — одна из самых главных задач Антихриста.

В Библии сказано, что, возможно, настоящий Антихрист "начнет свою деятельность в условиях мировой войны, когда народы, претерпевая все ужасы ее, не будут видеть никакого выхода из бедственного тупика". Наблюдая современную жизнь в мировом масштабе, мы все больше убеждаемся в том, что живем в условиях скрытой 3-й мировой войны, которая проявляется в повсеместном терроризме, уносящем массы людей; но, более всего, имеющим целью запугивать нас всех, локальных войнах и стихийных бедствиях. На данном фоне мирового безумия книга Просецкого, как нельзя, кстати.

Посланец Вавилона, называющий себя Спасителем, начинает разворачивать бурную деятельность по завоеванию доверия местных жителей с очень правильных изречений из Библии — ее он изучил от корки до корки, а потому речи его безупречны с точки зрения морали. Это речь самого Христа: с соблюдением библейской стилистики, употреблением старославянизмов и дословных цитат: "Мое свидетельство истинно. Потому что я знаю, откуда я пришел и куда я иду...", "Вода, которую я даю, станет тебе источником, текущим в жизнь вечную", "Суд заключается в том, что в мир пришел свет, но люди полюбили тьму больше, чем свет, потому что их дела злы" и так далее. Чтобы расположить к себе людей, свою деятельность "Спаситель" начинает с благовидных поступков, спасая, например, проститутку Марию от издевательств сутенера или "воскрешая" местного алкаша. Он демонстрирует и чудеса, но характерно, что первое из них — превращение воды в спирт, и место для этого выбрано по законам русской классики: все происходит в милиции, где "Спасителя" сначала основательно избивают.

Неслучайно он начинает обольщение людей с провинциального российского города, где, по словам встретившей его женщины, "они уже хорошо живут, с тех пор, как умерли соседи-алкоголики: "Лучше, лучше жить стали... Новые власти ремонт обещают... Вишь, в полу какие дыры, крысы пошаливают, да и штукатурка с потолка отлетает..." Здесь легче одурачить простых людей. Сам Козополянск напоминает город Глупов из "Истории одного города" Салтыкова-Щедрина, "где сгоняют щуку с яиц и замешивают Волгу толокном". И по закону глуповцев — "иди и володей нами" — козополянцы готовы отдать власть первому проходимцу. В этом городе не меньше сатирических персонажей, начиная с олигарха Февральского, который сохраняет в Козополянске бизнес, но сам предпочитает жить в Лондоне, и, заканчивая местным поэтом Дарькиным — его "Спаситель" излечивает от алкоголизма, а потом определяет в главные редакторы своей газеты. Все это в целом — картина неблагополучной и уродливой российской жизни, так как модель маленького города — это модель всей страны, которую нагло дурачат сильные мира сего. И вот уже посланник Вавилона окружает себя элитой Козополянска: мэром, банкирами, бизнесменами. Он уже разъезжает в "мерседесе", живет в Тереме, строит центры поклонения имени самого себя: Центр Судьбы и Часовню Спасителя, а также тайно спит с бывшей проституткой Марией, которую он переименовал в библейскую Магдалину, провозгласив ее святой. Создав секту "Белое братство", он лечит и "воскрешает" людей, но, в отличие от Христа, лечившего безвозмездно, у Благоволина есть свой казначей, а каждому облагодетельствованному выдается квитанция. Гротеск — это повседневные события города Козополянска, где облапошивают простой люд, который готов продать свое последнее имущество, чтобы снабдить секту, а, вернее, — "Спасителя". Просецкий пишет о современной жизни, но, несмотря на сатиру и гротеск — если их исключить, — впечатление такое, что со времен Салтыкова-Щедрина ничего не изменилось в городе Глупове. Если верить Войновичу, читая его роман-утопию "Москва 2042" (а почему-то именно с этим произведением просматривается символическая параллель), то такой миропорядок может продлиться еще долго и довести общество до абсурда. Как раз он и обуславливает приход Антихриста. Начав с секты, Благоволин лелеет обширные планы: его основная цель — это весь мир и власть над ним.

Но задача художника — не исправлять мир, а изображать его хотя бы для того, чтоб люди четко разграничивали добро и зло, не путая первое с последним, даже если последнее выглядит так, как первое. Прикрываясь вербальным благочестием, вводящим в заблуждение, сильные мира сего используют правильные лозунги, цитаты, заповеди для достижения своих властолюбивых, материальных планов. Но когда Благоволин начинает читать молитву "Честному кресту" — она направлена против нечистой силы, — из кадила вдруг вырывается пламя как знак, указывающий на злого человека, — Антихрист выдает сам себя. За благочестивыми речами не может долго скрываться грязная суть.

Наталья Лихтенфельд



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.