|
|
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|
Гвозди номера № 9 (195), 2021 г.
ДОМ И САД КИРИЛЛА КОВАЛЬДЖИ
Емкий и мудрый лаконизм, присущий Кириллу Ковальджи (1930–2017), отливал метафизическим золотом, поскольку начинялся содержанием, дававшим картины в равной степени объемные и глубокие:
А Бухарест пустеет – мои друзья уходят в тот лучший мир, который всегда открыт для всех. Старается столица утешить — производит очередных румын, похожих, но не тех…
Разумеется, юмор, и добрый юмор, хотя, если надо, могла быть жесткая ирония; разумеется, метафизика — но такого сорта, когда в нескольких строках давался чуть ли не весь процесс бытия: тут о Бухаресте, но и о… всей жизни в целом. Характеризовать современное бытование тремя строчками — каково!
А ужастики в кино надоели мне давно – ужас будет все равно!
Мы сами ужаснее ужастиков, и мир, который умудряемся творить, прочно связан с вечным свинцовым кошмаром: страхом смерти хотя бы… Стихи как преодоление оной. Поэзия как путь и тропа в условное бессмертие — такое манящее, такое… неизвестное. Ковальджи зажигал факела строк, чтобы становились очевидны самые различные полюса яви, или — направлял на них прожекторы мысли. Он умел сгладить ужас существования доброй улыбкой. И это было очень важно — в таком неуютном и колючем мире. «Баллада о доме» гудела и густела, представляя различные ракурсы бытия:
— Как я жил? Я строил дом на песке. Волна смывала… Только в детстве горя мало, если можно все сначала и не важно, что потом. Шел по жизни с другом рядом, с женщиной встречался взглядом, оставался с ней вдвоем: занят был одним обрядом – возводил незримо дом.
Он возводил дом поэзии. И разбивал ее сад. И многообразие, и красота оных светили ровным красивым светом.
Александр БАЛТИН
|
|