Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 04 (72), 2011 г.



Воздух поэзии: Александр Кушнер

Этот год юбилейный для поэта, чье творчество в чем-то определяет выражение лица города Санкт-Петербург. 2 марта свой новый сборник "По эту сторону таинственной черты" представил в Доме Книги на Невском ("Дом Зингера") легендарный Александр Семенович Кушнер. Вела встречу редактор издательства "Азбука" Наталия Соколовская. Она сказала, что помнит стихи Кушнера практически с детства, испытывая с их помощью ощущение включенности в большую литературу и большую жизнь. Если представить себе новейшую российскую поэзию как, используя слова Ахматовой, воздушное облако, стоящее над страной, то не у многих из составляющих это облако поэтов можно найти выражение лица лучезарное. Один из них — Александр Кушнер, сумевший через все свое творчество пронести мудрое отношение к жизни, как к чему-то данному не для упреков в несовершенстве, а для постижения ее и осознания себя и своего назначения. Как говорил Александр Блок, "дело поэта" — извлекать поэзию из мирового хаоса, озвучивать ее и закреплять в слове. Взгляд поэта — это взгляд человека, который находится "...внутри смысла всех вещей" (С. Гедройц). Но в отличие от Блока, который говорил о поэзии: "Для меня ты мученье и ад", — Александр Семенович утверждает, что писать стихи для него наивысшее счастье в жизни! Правда, Александр Кушнер уверен, что Александр Блок, произнося такие слова, притворялся, а вот настоящее мучение для него были его последние годы, когда ему не писалось.

...Автор 17 поэтических книг. Его стихи переводились на английский, итальянский, голландский, сербский, немецкий, чешский, французский, иврит, болгарский, японский и другие языки. Лауреат множества литературных премий, в том числе, "Северная пальмира" (1995), Государственной премии России (1996), Государственной Пушкинской премии (2001), Российской национальной премии "Поэт" (2005) и др. Вполне яркая биография заслуженно успешного человека. Иосиф Бродский называл Кушнера одним из лучших лирических поэтов XX века и считал, что "его имени суждено стоять в ряду имен, дорогих сердцу всякого, чей родной язык русский". А знаменитое "времена не выбирают, в них живут и умирают" давно стало народной мудростью, и люди, далекие от литературы, цитируют поэта, не зная зачастую даже его имени. Существует мнение, что это высшая награда для любого творческого человека.

Составляя сборник (50 лет работы!), Александр Семенович испытывал некоторые трудности, потому что приходилось жертвовать при отборе чем-то очень дорогим ради лучшего. Книга получилась двухсоставная. В первую часть вошли стихи разных лет, а вторая посвящена статьям о литературе и любимых поэтах А. Кушнера. Среди них Фет, Баратынский, И. Анненский, Ахматова, Бродский, Мандельштам... В книгу, к сожалению, не вошла статья еще об одном юбиляре этого года — Александре Грибоедове. По мнению А. Кушнера, он научил нас владеть устной речью, и лучше, чем говорят его персонажи, еще не говорил никто. Однако любой заинтересованный человек может найти ее в более ранних сборниках статей, например, "Аполлон в снегу". Статьи поддерживают стихи, являются их продолжением, но все же поэту дороги прежде всего стихи. Первая книга вышла в 1962 году, и сразу же появились разгромные статьи в "Смене" и "Крокодиле". Авторы статей не стеснялись в выражениях, уверяя, что такие стихи сгниют на помойке, называя Кушнера фигляром от искусства, которого волнуют только пустяки. Так далека была его поэзия от официозной, громкой, политически грамотной "поэзии", предпочитаемой советскими идеологами. И уже сразу у Александра Кушнера определился свой собственный стиль, что впоследствии И. Бродский назовет "Поэтикой стоицизма", говоря, что стихам Кушнера "присуща сдержанность тона, отсутствие истерики, широковещательных заявлений, нервической жестикуляции". И как же завидуешь из сегодняшнего времени ученикам школы рабочей молодежи, где литературу преподавал Александр Семенович!

О своих первых книгах А. Кушнер говорит, что они нисколько не устарели. И сейчас, и тогда он пишет и писал с таким ощущением, "Как будто Бог стоял за вами / И вам подсказывал тогда". Когда в 1987 году Кушнер впервые выехал в капстрану и посетил в Вашингтоне Бродского, последний в ответ на вопрос "Как дела?" процитировал также из первого сборника Александра Семеновича: "Вы забывали, как живете, / Вы говорили: "ничего". Как говорится в аннотации к книге, "XX век научил человека (и поэта) дорожить простыми вещами: теплом парового отопления, постельным бельем, книгами на книжной полке, разговором с другом по телефону, женской улыбкой — все это в любую минуту могли отнять и отнимали у тысяч людей". А. Кушнер научился дорожить жизнью в любых ее проявлениях. "И в этом одно из самых притягательных свойств его поэзии", — говорил Дмитрий Лихачев. И несмотря на всю неоднозначность XX столетия, Кушнер, по его словам, стоя одной ногой в веке новом, ощущает себя поэтом прошлого века, который, несмотря на существовавшие в то время ужасы, "Был век поэзии и живописи, / Был век кино довольно долго. / … Был век внимательного чтения. / И относительно невинна / Была, в порядке исключения, / Его вторая половина".

Среди вопросов из зала был один, который касался современной поэзии. Александр Семенович посетовал, что среди молодых талантливых поэтов остается много неизвестных для широкой читательской аудитории, так как книги выходят за свой счет малыми тиражами. Современная поэзия очень хороша, по мнению Кушнера, но она не раскручена. Среди множества тех, кого вспомнил бегло Александр Семенович, прозвучали имена Алексея Пурина, Александра Танкова, Ксении Дьяконовой, Дмитрия Кантора, Елены Елагиной, Валерия Трофимова, Давида Ласкина, Светланы Кековой, Дмитрия Карлова и др.

Вспоминал А. Кушнер и своих старых собратьев по перу: Глеба Семенова, Нонну Слепакову. О последней он сказал, что ее не оценили в свое время по достоинству, может быть, из-за сложного характера она держалась в тени. Но, по заявлению Александра Семеновича, он бы предпочел ее всем "москвичам". Наталия Соколовская добавила, что скоро в издательстве "Азбука" выйдет книга стихов Нонны Слепаковой "Молчание о птице" с предисловием Дмитрия Быкова. Многих из старых товарищей и близких людей уже нет. И даже к этому А. Кушнер относится с присущей ему мудростью: "И смерть была впервые не страшна, / Они там все, они ее обжили..." Что там, по ту сторону таинственной черты между жизнью и смертью? "И я там тоже буду не чужой, / Меня там любят, мне там будут рады".

На творческой встрече в Доме Книги Александр Кушнер еще раз сказал, что главное человеческое достижение заключается в том, чтобы суметь справиться с любым временем, постараться прожить жизнь, которая тебе дана, помогая близким. Счастливы те, кто любит стихи, потому что поэзия — великое утешение. Интимный, дружеский разговор поэта с читателем может дать больше, чем самый профессиональный психотерапевт или даже священник. Заканчивая презентацию, Наталия Соколовская сказала, что, глядя в зал и видя одухотворенные лица тех, кто пришел на встречу, она вспомнила слова недавно ушедшей от нас Беллы Ахмадулиной: "Мы все прекрасны несказанно, / когда на нас глядит поэт". Один из таких поэтов — поэт с большой буквы, которым является Александр Семенович Кушнер. Чистым воздухом его поэзии дышали и еще будут дышать многие любители подлинной литературы.

Ольга ДЕНИСОВА
собкор "ЛИ" в Санкт-Петербурге



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.