Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 6 (192), 2021 г.



О НОВОМ РОМАНЕ АЛЕКСАНДРА ФАЙНА
«ОДИНОЧЕСТВО, ОБМАНУТОЕ СЧАСТЬЕМ»

Про Александра Файна, можно сказать, что это автор, который начал поздно, но развился быстро. И полностью состоялся как писатель, мастер социографической и психологической прозы. На его счету множество замечательных прозаических произведений и изданных книг, которые уже нашли своего верного читателя. Все его рассказы, пьесы, повести, романы объединены одной общей темой — темой советского прошлого на его бытовом, обыденном уровне; советского прошлого, которое описывается глазами рядового гражданина с высоты его собственного, частного жизненного опыта. Безусловно, тема эта чрезвычайно популярна среди современных отечественных писателей, и выдержать столь высокую конкуренцию, суметь не затеряться в потоке близких по духу и настроению художественных произведений, — задача, с которой справится далеко не каждый литератор-интеллектуал.
Несмотря на «длительную эксплуатацию», советская тематика сохраняет свою востребованность, поскольку отдаление от нее при наличии живой памяти позволяет порой выискивать в минувшей эпохе новые неожиданные ракурсы и рассматривать привычные вопросы под непривычным углом. И Александр Файн также вносит свою весомую лепту в эту коллективную народную память, создавая череду своих героев, помещенных в объемную, хорошо прописанную атмосферу советского времени, переданного в динамике развития. Создаваемые автором персонажи в чем-то между собой похожи: внешне сильные, востребованные и успешные, они все внутренне одинокие, как будто не устроенные, несчастливые. Органично вписывается в плеяду этих персонажей и Павел Тулин, главный герой нового (напечатанного в газете «Литературные известия») романа Александра Файна «Одиночество, обманутое счастьем», который на первый взгляд производит впечатление человека вполне состоявшегося. Красавец, боксер, успешный производственник, интеллигент, он не испытывает недостатка в друзьях и женском внимании и явно высокого мнения о себе. В произведении нет последовательного, четко выстроенного сюжета (он в данном случае совершенно не нужен) — это мощный энергетический поток отдельно взятой жизни, с ее множественными бытовыми (сейчас не всем понятными!) подробностями, любовными приключениями и семейными драмами, через которые автор дает герою возможность раскрыться перед читателем, не впрямую, а через намеки, опосредованно, обнажить перед ним свои глубоко скрытые душевные переживания. Отношения с женщинами у Павла Тулина бурные, обильные, но не приносящие счастья. Два основных контрастирующих женских образа — это две жены Павла, первая Ирина и вторая Ольга. Первая — преданная, искренняя, но не сумевшая преодолеть семейные кризисы, закончившиеся разводом, вторая — более ловкая, обольстительная и гибкая, готовая прощать мелкие измены и тешить избыточное самолюбие своего супруга, что позволяет ей сохранять брак на долгие годы. Помимо этих двух есть и другие, каждая со своим характером, но герой романа их явно объективирует, едва ли старается понять и, в конечном счете, всегда и со всеми остается одиноким. Он сам признается себе, что никого из них не любит — и от этого сам же явно страдает. Возможно, в неумении строить по-настоящему близкие, доверительные отношения с женщиной сказывается комплекс детдомовца, послевоенного «подранка», каким автор не зря представляет своего персонажа в самом начале книги. Ребенок со сломанной судьбой, росший без родителей и воспитанный фронтовиком-инвалидом, он испытывает желание обзавестись потомством, иметь семью, но, видимо, не понимает, как быть внутри этой семьи, как строить семейные взаимоотношения.
Впрочем, здесь не дается прямых ответов и не делается четких выводов, как это и положено в обычном потоке жизни. Каждый читатель по-своему может считать скрытые рефлексии героя, который испытывает запоздалые сожаления о первом неудавшемся браке и тоскует по бывшей супруге при наличии новой секс-бомбы жены. А кроме глубин психологии самого персонажа окунуться заодно в ностальгическую атмосферу, так хорошо знакомую старшему поколению. Уверена, что эта книга будет интересна и молодежи, которая сможет узнать много нового о невероятной советской «Атлантиде» и взаимоотношениях между людьми.

Марианна МАРГОВСКАЯ,
кандидат философских наук



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.