Литературные известия
ПодписатьсяПодписаться 

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


     

Недвижимость в Берлине
Яндекс.Метрика
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 5 (191), 2021 г.



Натан Солодухо
«Переплетение»

Стихотворения
М.: «Вест-Консалтинг», 2020


В книге «Переплетение», действительно, все мысли хаотично перевиваются, как ветки большого старого дерева. Сначала читаешь стихи о военном времени — полагаю, послевоенный период сильно повлиял на мировоззрение автора. Заканчиваются «военные» стихотворения такими строчками:

Почему же я знаю,
почему так уверен,
что не жизнью, а смертью
стал бы крест свой нести?
Видно, просто намерен,
как и многим случалось,
откровенно и честно
там себя повести.

(Там — на войне.) После этих глубоких строк идет много стихотворений о природе. Я считаю — это тонкое послание о том, как красива и чиста жизнь и  как страшна война. После этого произведения в книге представлены столь же сильные и чуткие стихи. Мне очень понравилось стихотворение «Выйду за околицу…». Оно буквально бурлит необычными природными образами, а рифмы и размер создают ощущение народного стиха. Вот отрывок:

Время преходящее покидаю мысленно,
Ухожу от здешнего, преступив порог;
Солнышком растопленный, растекаюсь масляно
По засохшей корочке полевых дорог.

В стихотворениях Натана Солодухо форма и содержание не воюют друг с другом, скорее сталкиваются, взаимодействуют. Некоторые стихи именно этим меня и зацепили. Они имеют подростковый — легкий, но резкий посыл. Например:

Лыжнюет
         лыжница
                 на лыжах —
а лыжи
              режут бритвой
                                      кряж
и сахарную пудру
                               лижут.

Как же свежо и ярко! А кончается стихотворение по-детски категорично, но очень душевно:

К чер-товой матери
                                  размазню-весну —
Пусть зима
                   никогда
                                не кон-чится!

Я читала эту книгу с огромным увлечением и во многих строчках находила что-то близкое, насущное:

Скажи, как пишутся стихи?
— Они не пишутся.
Стихи даются за грехи
И тяжко движутся…

Мне близка категоричность, накаленность чувств:

«… Эта затемненность,
эта отстраненность,
неба зеленелость, марсианский цвет, —
все внушало мрачность,
все вселяло терпкость,
все считалось чем-то, а по сути — бред!..»

«… Слова могли бы нас сближать,
но слов таких не нахожу».

И напоследок приведу немного ярких метафор, которые произвели на меня наибольшее впечатление, забрались внутрь и время от времени покалывают меня, заставляя мыслями возвращаться к этой книге:
Сжимает горло дымный жгут.// И ярок свет, и темна тень —/ так разделяет бритвы сталь// В глазах зеленая завеса,/ В строках ночной ультрамарин.// И синеют березы/ От желточной зари.// Сосновые ветви с павлиньим хвостом/ Качают резным опахалом.
Поэт сказал все так, как и нужно было.

Полина ГОРОДЕЦКАЯ,
ученица 10 Ва класса
московской школы №1234



 
 




      © Вест-Консалтинг 2008 г.