 |
 |
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|



Гвозди номера № 4 (190), 2021 г.

СИЛЬНОЕ СОЛО ЛЕОНИДА КОЛГАНОВА I
 Двадцатый век рвал полотнища реальности таким количеством события, что стихи не могли быть иными… чем стали; и посвященное (знаково!) Маяковскому стихотворение Леонида Колганова «Двадцатый век» отличается резкостью суждений и тяжелым ритмом… …Не говоря о смысловой ритмике повествования:
Всухую насосамшись и упившись, Рать посуху пошла на абордаж, И, от босой пехоты откатившись, Пред батькой Нестором вспять отступал Сиваш! И сам Господь, все времена стреножив, Как дирижер вселенский замирал, Когда пред ним валился, обезножен, Турецкий вал! Затем — Татарский вал!
Предметный стих Колганова всегда открывал множество деталей яви, играл точными определениями и мускульно сжимал строку. Емкость! Желание каждого поэта как можно больше включить в минимальную единицу поэтического пространства логично и обосновано, хоть получается не у всех. У Леонида Колганова получалось: поэтическая речь давала ощущение именно емкости:
Двадцать лет поили нас, как сватов, А теперь не поднесли вина, Чтоб пришли в себя… Лишь «псевдосвятов» Местничества высится стена Между нами — шаткими — и властью. И — замшелый — все пылит кирпич, Прежнего разгула соучастник, Сокол культа и Застоя сыч!
История… людей, времени… даже поэзии. Ее поезд скор, но часто останавливается на нужных станциях. Поезд уходит, в окна выглядывают лица стихов. Разнообразное поэтическое творчество Колганова мерно уезжает в вечность…
II
В недрах крещенской ночи — в параллелях и меридианах снежности увиденный комочек земли, издающий всхлип: и скрипка поэзии производит высокий звук:
Колеблем крещенскою ночью, Среди завывающих лип, Набрел на тревожный комочек, Земли, источающей всхлип!
Неожиданность видения отличала стихи Леонида Колганова: стереоскопичность взгляда, помноженная на неповторимость интонации, где мускульно сжималась строка, одаривая словесным чудом. Тонкость — качество, плохо поддающееся измерению — пронизывала стихи поэта, сообщая им множественные оттенки, блики, полутона: точно на проемах воздуха держались, мерцая, слова…
Как будто тать на покаянье, В кручине темной и тоске, На мелководье в Иордане, Я — черный куст узрел в реке! Дождем подмытый куст крушины, Размытый мерною волной, О камни бился он чужбины, Топляк, — таинственно-родной!
Будто совместились — ветхозаветная земля с Русью, советской Родиной, постсоветской реальностью; будто две земли сошлись в одном таинственном библейском своде, и новозаветные ключи заиграли: сильно, нежно… Истории часто вспыхивала в стихах Колганова: всегда пронизанная таинственными дугами, точно переводящими ее в смысловые регистры постижения. В стихах поэта много яркости, цветов, отливов: но и мудрости не мало, и, совместившая два эти пласта, поэзия дышит подлинностью высоты, рассчитанной на долгое время.
Александр БАЛТИН
|
 |