|
|
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|
Гвозди номера № 3 (189), 2021 г.
Сборник произведений поэтов и прозаиков ЛИТО ЦДУ РАН
«Священная война»
М.: «Вест-Консалтинг», 2021
Как рассказать новому поколению о войне? Для нынешней молодежи Великая Отечественная — это где-то далеко, в старых фильмах и художественной литературе. Для них прадедушки и прабабушки, прошедшие войну, — почти что сказочные герои. Поэтому так важно рассказать им о страшном военном лихолетье, показать, что «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…». Сборник «Священная война» посвящен 75‑летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Участники Литературного объединения Центрального объединения Центрального Дома ученых Российской академии наук представили в нем свои поэтические и прозаические произведения, призванные, в первую очередь, вспомнить подвиг наших предков. Мне 35, для меня эта правда священна. Без компромиссов. Должна признаться, что говорить об этом сборнике мне тяжело: вспоминается бабушка, во время войны трудившаяся в тылу. Донор, чья кровь спасла несколько десятков человек… О войне необходимо говорить! Пусть это больно, пусть на глаза наворачиваются слезы, зато это не позволит сбить наш внутренний нравственный компас, «пересмотреть» (слово‑то какое лицемерное!) итоги войны и обесценить подвиг наших бабушек и дедушек (а для многих авторов сборника — их матерей и отцов)! Стихи о войне — это не только поэтическое, но и историческое наследие. С одной стороны, говоря о прошлом, поэты обращаются к реальным историческим фактам. С другой стороны, именно поэзия является наиболее проникновенной формой изображения реальности и отображения чувств. Так, например, описывает начало войны Людмила Саницкая:
Ромашковый луг нас с тобой укрывает по пояс. Июньскому полдню сегодня не видно конца. Но где-то вдали закричал прибывающий поезд, В котором на фронт навсегда мы проводим отца.
Великая Отечественная война — одно из самых страшных испытаний, выпавших на долю нашего народа. Галина Колобова, поэт, рожденная и выросшая в Ленинграде, в стихотворении «Я — русская» поднимает тему ленинградской Блокады:
Храню отцом завещанную ношу Из старых фотографий и наград. И корку хлеба никогда не брошу, Блокадный символ тех печальных дат.
Сегодня молодое поколение редко вспоминает тот кусочек хлеба, положенный по норме в блокадном Ленинграде, те ежедневные сообщения по радио о событиях на фронте, тот страшный звук метронома, того почтальона, который приносил не только письма с передовой, но и похоронки. А страшное словосочетание «пропавший без вести»!.. Вроде и не похоронка, но сколько страшных вариантов развития событий кроется за этой формулировкой: отстал от своих, попал в окружение, угнан в Германию… И бесконечная тревога близких: жив ли?.. Стихотворение Нины Позняковой «Русская женщина» рисует нам жизнь матери без вести пропавшего солдата:
И каждый вечер перед иконами Клонилась седой головой, О здравии сына клала поклоны, Не смела — за упокой.
У нас есть потребность — говорить и помнить о прошлом. Рассказы участников войны дают возможность получить эмоциональный опыт, не перенося страданий, пройти уроки воспитания чувств. Истории каждой семьи позволяют разобраться в первостепенных и второстепенных ценностях, четко расставляя жизненные приоритеты. И как будто перенестись в далекие военные годы, вспомнить, что война — это очень страшно, это горе, смерть, разрушение… Вот воспоминания Марии Скавронской: «… бомба попала в палатку, где продавали хлеб, и в это время стояла очередь. Мы с мамой как раз шли туда за хлебом. Вижу, как бегут обезумевшие люди, и в руках у них куски хлеба, пропитанные кровью». Хлеб во время войны был мерилом жизни. Фронтовые пекари выпекали его зачастую на полях сражений — в земляных печах, сооруженных прямо в окопах. Временами это приходилось делать под обстрелом. Хлеб военного времени сильно отличается от хлеба наших дней, так же, как разнится отношение к нему. И какую же нужно иметь высоту и силу духа, чтобы поделиться «отоваренным» по карточкам хлебом с пленным немецким солдатом, как сделала эта мама автора рассказа «Кусок хлеба пленному немцу»! О гуманном отношении к пленному повествует Василий Поляков, заставший войну школьником: «Мы побежали к немцу, отдали ему хлеб и получили игрушку. Нужно было видеть, как немец обрадовался и как он заулыбался в ответ на отданный ему детьми кусок хлеба». К тем, кто просто исполнял свой солдатский долг, а потом складывал оружие и сдавался в плен, русский человек всегда относился сочувственно. Он беззащитен и имеет право на человеческое к себе отношение. С каждой новой книгой о войне становится яснее, как мало мы о ней знаем, как чудовищно узок круг событий, с которыми мы знакомы. Данный сборник — дань памяти участникам тех событий, которые и сегодня символизируют единство и сплоченность России. Очень важно, что из поколения в поколение передаются рассказы о том, как отважно защищали Отечество наши предки и зачастую ценой собственной жизни спасали товарищей. Оттого так пронзительно звучит финальное стихотворение этой небольшой книги — верлибр Елены Ткачевской:
Прежде слова была тишина, После слова тоже будет тишина, Но это будет другая тишина, Ведь слово дало ей новое звучание, Другое знание… И слово становится памятью, И тогда его слышно даже в тишине.
Ольга ЕФИМОВА
|
|