Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 02 (70), 2011 г.



Ольга Денисова

К 75-летию Николая Рубцова
Ленинградские дороги в биографии поэта

"Корабль моей жизни плывет по морю любви и поэзии".
Н. Рубцов

У Николая Рубцова есть такие стихи: "Мы сваливать не вправе / Вину свою на жизнь. / Кто едет — тот и правит, / Поехал — так держись! / Я повода оставил. / Смотрю другим вослед. / Сам ехал бы и правил, / Да мне дороги нет..." Наверно, в новейшей российской поэзии трудно назвать другого человека, кто с полным правом мог бы, устав от бесконечных, не ведущих к счастью дорог, сказать о себе такое не только в переносном, духовном смысле, но и в самом прямом, бытовом. Как пишут исследователи его жизни и творчества, ирония его неприкаянной судьбы сыграла с ним злую шутку: за всю свою короткую 35-летнюю жизнь он не получил от судьбы "ни кола, ни двора", успев, тем не менее, достаточно много сделать для российской поэзии! Таким образом, метафорически, в утешение, можно принять за основу его восприятие содержания своей жизни как корабля, плывущего "по морю любви и поэзии".

Ленинградский период жизни Николая Рубцова биографически приходится на конец 50-х — начало 60-х годов, как раз на время, предшествующее его поступлению в Литературный институт, то есть старту его профессиональной литературной деятельности. В начале 1955 года девятнадцатилетний Рубцов принял предложение своего брата Альберта устроиться работать слесарем-сборщиком к нему на военный полигон в поселок Приютино под Ленинградом. К тому времени Альберт жил с женой в отдельной комнате в бывшем господском доме, знаменитой Приютинской усадьбы Олениных, где в свое время бывали самые знаменитые люди литературной России, включая А. С. Пушкина. Здесь же Рубцов жил и во время отпуска с эсминца Северного военно-морского флота, на котором служил с 1955 по 1959 год. В Приютино в 1957 году он написал стихотворения "О собаках" и "Морские выходки". После демобилизации поэт жил в Ленинграде, работая попеременно слесарем, кочегаром и шихтовщиком на Кировском заводе. Брат Альберт к тому времени проживал в поселке Невская Дубровка, в том же Всеволожском районе, что и поселок Приютино. Поэт часто навещал брата, в Дубровке сохранился дом, где была эта квартира. Здесь написано трагическое стихотворение "Праздник в поселке", вошедшее во все антологии русской поэзии. В это время Николай Рубцов начинает посещать литературный кружок "Поэзия родного края" при газете "Трудовая слава" в городе Всеволожске. В газете с октября 1959 до октября 1960 печатаются его стихи: "Ветер с Невы", "Воспоминание", "Березы". В Ленинграде Рубцов занимался в литобъединении "Нарвская застава", где познакомился с молодыми ленинградскими поэтами Глебом Горбовским, Константином Кузьминским, Эдуардом Шнейдерманом. В июле 1962 г. с помощью Бориса Тайгина он выпустил свой первый машинописный сборник "Волны и скалы".

Это было лишь начало творческого пути будущего классика современной русской поэзии. Лишь по окончании Литинститута начнут выходить его поэтические сборники. Только после его смерти к нему придет настоящая слава. Свое место в русской поэзии Рубцов осознавал еще при жизни, задолго до наступления всеобщего признания: "...я у Тютчева и Фета / Проверю искреннее слово, / Чтоб книгу Тютчева и Фета / Продолжить книгою Рубцова!.." Николай Рубцов осознанно включал себя в литературный процесс удивительного XX столетия, начавшегося периодом "серебряного века" русской поэзии и завершившегося ярким явлением поэзии плеяды "шестидесятников". "Все на свете понимаю! / Вот Есенин — на ветру! / Блок стоит чуть-чуть в тумане. / Словно лишний на пиру, / Скромно Хлебников шаманит", — пишет в одном из стихотворений Рубцов. В российской литературе 1960-х — 1970-х годов поэт занимает значительное место, став одним из самых ярких представителей, фактически, лидером "тихой лирики", которая — вместе с "деревенской прозой" — представляла собой художественную тенденцию, возникшую на литературной сцене во второй половине 1960-х годов как противовес "громкой" поэзии "шестидесятников" и прямо связанную с кризисом "оттепели", который становится очевидным после 1964-го года.

Главную творческую идею "тихой лирики" Николая Рубцова, идею возвращения к истокам народной культуры, нравственно-религиозного, а не социально-политического обновления имеет целью донести до зрителей автор проекта "Грусть и святость. Николай Рубцов" А. В. Грунтовский. Спектакль пройдет в январе в нашем городе в Духовно-просветительском центре "Святодуховский" (Александро-Невская Лавра). В нем будут использованы воспоминания о Рубцове, как публиковавшиеся, так и не опубликованные пока, прозвучат стихи и песни Николая Рубцова. "До конца, до тихого креста. Пусть душа останется чиста" — такова главная заповедь коренного русского человека Николая Рубцова, начало творческого пути которого пролегло на ленинградских-петербургских тропках, ведущих от сердца поэта к сердцам миллионов его поклонников. Именно об этом он мечтал в течение своей короткой и такой непростой жизни. "Я уплыву на пароходе, / Потом поеду на подводе, / Потом еще на чем-то вроде, / Потом верхом, потом пешком / Пройду по волоку с мешком — / И буду жить в своем народе!" Достойный финал пути истинного поэта!

Ольга ДЕНИСОВА,
собкор "ЛИ" в Санкт-Петербурге



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.