|
|
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|
Гвозди номера № 07 (183), 2020 г.
Людмила Колодяжная
«Пиши о том, что близко, пред глазами»
М.: «Вест-Консалтинг», 2020
Новая книга Людмилы Колодяжной «Пиши о том, что близко, пред глазами» родилась благодаря великому поэту XX века Райнеру Мария Рильке. Эта мысль выражена в его «Письмах к молодому поэту», которые в России переводила Марина Цветаева. Уважение к знаменитому предшественнику, как и преемственность литературной традиции, Людмила Колодяжная выразила во вступительном стихотворении данного сборника:
Пиши о том, что близко, пред глазами — бездомных птиц и листьев Жития, пиши о том, что происходит с нами… Пусть это будет Книга Бытия…
На обложке — образ Архангела Гавриила. Это имя означает буквально «Всевышний — сила моя». Именно он благоволит творческим людям — музыкантам, писателям, поэтам, учителям — тем, чье призвание связано с постоянным общением. Он оберегает человека, если тот праведен и несет в сердце искреннюю веру. Покровительство Архангела Гавриила обязывает автора особенно тщательно выбирать содержание книги. В первый раздел книги входят стихотворения 2019 года. Второй раздел посвящен Райнеру Мария Рильке, а третий — Надежде Яковлевне Мандельштам («Две встречи»). Духовные стихи — это исповедальный жанр, обращенный как бы вглубь себя, это радость славить Бога и после церковной службы, дополнение к соборной молитве и напоминание о том, что Божественное — вечно, человеческое же — преходяще. В такие стихи проникают и грусть разлуки, и двойственность настроения героини. Оно должно быть светлым, ибо церковь отмечает один из великих праздников, но горечь расставания с лирическим героем вносит в текст стихотворения «Крещение Господне» пронзительную ноту:
В ладонях отблеск огня, к святой идешь Иордани в Крещения день, без меня. Черты твои странно знакомы, в глазах твоих отблеск огня, в ладонях твоих икона, такая же, как у меня…
В духовных стихах превалирует общеупотребительная лексика, так как именно расхожие слова максимально доступны для восприятия и читателям, и слушателям:
Не просим мы небесной манны, горят веселые дрова, в приюте давнем, деревянном, Растут знакомые слова, Пришедшие издалека.
Поэзия Людмилы Колодяжной хранит верность традициям русской классической поэтики. Ее стих боится нарочито броской метафоричности, внешне прост и доходчив. Ни одно слово не произносится без сильного внутреннего переживания. Она может быть в стихах смущенной или слишком восторженной, увлекаться или едва сдерживать слезы, но все это — от души, не по расчету. Вот так она признается Райнеру Мария Рильке в самых искренних чувствах:
Он стал один из тех вершин, давно сверкнувших вдалеке… Он мне сказал — Я так один — На чистом русском языке.
Отдельного упоминания заслуживает малая проза — «Две встречи с Надеждой Яковлевной Мандельштам». Людмила Колодяжная свидетельствует о том, как жила вдова поэта, как ей удалось выжить во время репрессий: «Она вдруг начала рассказывать о том, что ее спасли дети. В детстве у нее была учительница-англичанка. С тех пор она прекрасно знала английский язык. Когда ей пришлось уехать из Москвы на Дальний восток, она преподавала английский и этим спаслась. Вернулась в Москву только в семидесятые годы». Послесловие завершается стихотворением — данью уважения Осипа Эмильевича Мандельштама:
…причастницею стану круга — тех, кто в ненастье жить привык, и стану нищенкой-подругой, ведя воронежский дневник, когда-то живших здесь поэтов припоминая имена — в Воронеже, за краем света, давно, в глухие времена…
Такие стихи не лгут. Людмила Колодяжная самозабвенно популяризирует, несет в массы то, что составляет смысл ее жизни — святую поэзию.
Надежда ДРОЗД
|
|