|
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|
Гвозди номера № 02 (178), 2020 г.
ЛЕНТЫ ЛЕТ ЛЕОНИДА КОЛГАНОВА
Скелет маячит в поэтическом окне, призывая начать стихотворение так: Жизнь — скоротечная чахотка… Скелет усмехается, но банальность первой строки тут же растворяется в сильно сделанных последующих:
Жизнь – скоротечная чахотка, Как все болезни, в смерть уйдет, И смерти четкая чечетка, Свой стук костлявый отобьет!
Звуковая игра, прочно увязанная со смыслом, нивелирует страшное содержание дальше разворачивающегося стихотворения, точно Леонид Колганов декларирует: Не так уж ты и страшна, смерть:
И после жизни скоротечной, Поднявшись в небо, словно дым, Пред Вечностью предстану млечной, Как ранний Чехов, – молодым!
Он умер в Польше – Леонид Колганов – после разной, часто муторной жизни в России, после долгого израильского периода; умер, засеяв поле поэзии своеобразными, в разных ритмах данными стихами… Своеобычно трактованная история двадцатого века, уложенная в несколько строф:
…Лишь гул далекий длился, И колокол вбирал в себя беду… Двадцатый век, как гений, застрелился, Закончившись в тридцать седьмом году!
Словно отчеканена сарказмом, и… мастерством, и хоть причудливо сокращена до трагедии пресловутого скорбного года, вместе – и развернута в вечность.
Размашисто звучат слова. Разнообразно теснятся смыслы.
Играют звуковые сочетания, вспыхивая углами и острыми перьями созвездий – и не страшно, как будто, оказаться в бездне, ибо и в ней звучат стихи. «Кровь и почва» назывался один из циклов Колганова; два полюса, как две основы безмерного бытия:
Чем напоить тебя, моя землица? Своей ли кровью? Кровью супостата? — Когда в ночи передо мной двоится Все тот же лик: лик ворога и брата?!
И двойственность жизни – хотя и через конкретику крови и почвы — точно мерцает причудливо в стихах поэта: стихах, вступающих ныне в соперничество со временем.
Александр БАЛТИН
|