|
|
Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов
|
Гвозди номера № 02 (178), 2020 г.
Николай Головкин
«Облака»
М.: «Вест-Консалтинг», 2020
Эта книга доставит много приятных моментов душевного, доброго чтения, настроит на неспешные размышления на самые разные темы из области быта и бытия. Русская литература, к счастью, не утратила свою важную роль в объединении людей. Хочется верить, что это справедливо на всем русскоязычном постсоветском пространстве. И чем выше уровень образования, тем сильнее тяга к литературе у читающих и пишущих. Земной мир продолжает испытывать потребность в достижении гармонии, и помощь поэзии в этом трудно переоценить. Составление книги избранных стихов — это всегда важный этап поэтического творчества, это и зрелость, и готовность к самоанализу творчества, и выход на новый уровень мастерства. По книге заметно, что ранние произведения заметно отличаются от поздних, поэту удалось удачно преодолеть неточности рифм и размера. Поздние произведения семантически ярче, интересная звукопись появляется. Конечно же, стихотворение несет не только логическую, смысловую компоненту, но и воссоздает переживания, чувства, поэтому так важна музыка стиха, а не только его смысл. Эту особенность поэтических произведений точно передал В. Брюсов: «Стихи пишутся затем, чтобы сказать больше, чем можно в прозе». И как хорошо, что на протяжении всего творчества Николай Головкин пристально всматривается в прошлое, уделяет внимание своим корням, недаром так много стихов посвящены представителям рода, жизнь и судьба которых совпала с непростыми историческими периодами. Но для поэта Николая Головкина всегда важны проявления человечности и покровительство высших сил.
Ангел Хранитель Тихо, словно во сне, Ангел явился вдруг. — Ты ведь молился мне?! Я с тобой рядом, друг! Я уже прилетал множество раз в году. Рад, что меня позвал. Я отведу беду. Вновь тебя сохраню. Ты не сдавайся, нет. …Я улыбался дню. В окна глядел рассвет.
Поэт стремится к достижению максимальной искренности своих произведений, говорит с читателем доверительно. К работе со словом поэт относится вдохновенно и ответственно: «Словно сжимая тяжелый засов,/ вдруг открываешь пленительность слов —/ слов, что затерты в быту до предела./ В дело! Чтоб каждая буковка пела.// Пела душа, их постигшая смысл./ Мысль не казалась уже угловатой…». И как продолжение этой цитаты звучит стихотворение:
* * * Две строчки напишу в своем блокноте. Потом, перечеркнув, примусь опять. Как птица, рядом стих парит в полете. Все кружит и не хочет улетать. Бессонной ночью или утром рано рождался стих, чтоб жить — не умирать. Те строчки, что оставил, словно раны, мне будут о себе напоминать.
Поэзия несет в себе опыт жизни поэта и является неким откровением, истоки которого не только и не столько в авторе, а идут свыше. При этом ощущается устремленность самой поэзии — одновременно и к читателю, и в небеса. Сложение стихов для автора — это попытка пристально всмотреться в жизнь, в себя, процесс самопознания и самосовершенствования, очищения, а также попытка передать свой опыт читателю, помочь себе и читателю облечь жизненный опыт в форму словесного выражения и поэтического звучания.
* * * Не иммигрант, не иностранец в своей стране. Не беженец. Духовно в Стане, кто близок мне?! И веет холодом и грустью издалека. Все дальше друг от друга к устью рек берега. На реках, реках-то заторы… Горбами лед. Когда же кончатся раздоры. Весна придет? Где отчее? Чужие лица, чужая речь. О, Боже, помоги молиться, страну сберечь…
На все времена сказано В. Жуковским: «Поэзия есть Бог в святых мечтах земли». Способность сказать, присущая поэту, налагает и дополнительную ответственность за сказанное, при том, что любой человек, понявший и принявший назначение свое, несет ответственность за жизнь как за божий дар, ибо «имеющему дастся и приумножится; а у не имеющего отнимется и то, что он имеет» (Мф. 25, 29). В своих стихах Николай Головкин неоднократно обращается к размышлениям о роли и предназначении поэта:
* * * Евгению Степанову Мы все в долгах. Особенно поэты: ведь строчки наши — даже золотые! — аванс мизерный на благие лета. Бессмертны души. Кошельки пустые. А ведь поэты — это века вены, его артерии, чтоб кровь текла исправно. И совесть века, и Отчизны гены. Да, пусть негромко, но сказать о главном. А ведь поэты — это те же дети Иль старики, что мудростью богаты. Стал век жесток. На нас набросил сети. Прощаем век. Нам ждать ли щедрой платы?!
Николай Головкин вполне сознательно и последовательно опирается на классику русской поэзии, прежде всего принимая пушкинские традиции, при этом ему не тесно, а вполне комфортно в этом классическом русле. Поэтический язык Николая Головкина воспринимается как естественный, не обремененный излишними условностями и украшательствами, поэт избегает чрезмерных метафор, стремится к точности и простой ясности стиха. Подобный поэтический стиль А. Ахматовой позволял ей из «лохмотьев сиротства» шить «брачные ризы» — минимальными средствами достигать эмоциональных и семантических вершин. Во многих стихотворениях Николая Головкина весьма простые словосочетания без поэтических преувеличений воспринимаются как эмоционально насыщенные.
* * * Разлука — как вечная спутница: прогонишь — опять возвращается. Ее не пугает распутица. От сердца все к сердцу скитается. Ее появленье негаданно. Нежданно, уж это — наверное. Как будто судьбой предугадано — быть порознь. Вот заданность скверная. Как будто судьбою начертаны развилка дорог и прощание. Доказано много раз: смертны мы. Но хочется верить в свидание.
Название новой книги Николая Головкина так точно отражает образ облаков как связующего звена между небесным и земным. И хочется бесконечно наблюдать и повторять слова поэта: «…Плывут над нами облака,/ как мира горнего река./ Боготворю я сей покой/ и не хочу судьбы другой». Вот еще одно стихотворение, звукопись которого завораживает, оно большое, но хочется привести его целиком:
Река От истока до устья река погружает в себя облака, но не тонут они, а плывут, средь полей наших русских живут. Средь погостов, лесов, деревень их плывет бестелесная сень, окаймляя земную версту нежно-белым своим паспарту. Приближая к земле небеса, гладь речная творит чудеса. И с восторгом глядят берега, как плывут мимо них облака. Облака в реке лошади пьют и, купаясь в них, радостно ржут. И молочные брызги летят на молодок, крестьян и ребят. У реки, оседлавши коня, моя юность глядит на меня. Но другой теперь стала река: обратились в туман облака. Вот плывет тот туман из лощин до ошибок, седин и морщин. Изменились былые черты — у реки жизни ты и не ты. От истока до устья река отражает в себе облака. К той церквушке плывут вдалеке, как они, отраженной в реке. По молитвам дана нам судьба. И родит еще нива хлеба. Потому, потому, потому не всегда у нас горе уму. От истока до устья река Превращает себя в облака. Слава Богу, живем на Руси! А печали — река, унеси…
Само название книги побуждает читателя устремить взгляд поверх голов, отойти от обыденности, увидеть мир во всей его широте и высоте. Именно такое состояние человека позволяет приблизиться к пониманию смысла жизни и дает силы жить.
Елена ТКАЧЕВСКАЯ
|
|