Литературные известия
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Подписаться  

Главная

Издатель

Редакционный совет

Общественный совет

Редакция

О газете

О нас пишут

Свежий номер

Гвозди номера

Архив номеров

Новости

Видео

Реклама

Авторы

Лауреаты

Книжная серия

Обсуждаем книгу

Распространение

Подписка

Реклама в газете «Литературные известия»

Магазин


       

Контактная информация:
Тел. 8 (495) 978 62 75
Сайт: www.litiz.ru
Главный редактор:
Е. В. Степанов




Гвозди номера № 38 (68), 2010 г.



Олег Воронцов
Глобализация: готовьтесь!

Все чаще и чаще мы сталкиваемся в обиходе с понятием глобализация. У нас теперь жизнь носит ее отпечаток, и все наше существование постепенно подвергается изменениям в свете быстрых и далеко не деликатных шагов атрибута современной экономической системы. Чтобы это увидеть, достаточно бросить взор по сторонам. Компании, которые еще вчера мы называли с некоторым злорадством и затаенной ненавистью транснациональными, и про которые наши экономические гуру писали много плохого, сегодня определяют не только экономические показатели ведущих стран, но и стиль нашей жизни. Да-да, новинки от Apple в виде iPhone или iPad все больше и больше окружают нас на каждом шагу. Бритвенные принадлежности Gillette знакомы львиному большинству мужчин в развитых странах, а жители Европы, и Западной, и Восточной, хорошо знают брэнд Газпром.

Представьте себе только на одну минуту, что лет, эдак, через пятьдесят, на прозаичный вопрос "Откуда вы?" человек будет без всякого напряжения и колебания отвечать: "Я — из Nokia". То есть, он уже не будет иметь национальной принадлежности, а только корпоративную. Потому, что корпорация оплатит его обучение, свяжет его пожизненным контрактом и обеспечит безбедную старость. Вы скажете, что это лишь гипотетическая возможность больного и озабоченного мозга. Ну что же, давайте обратимся к логике.

Национальный продукт многих африканских (и не только) стран уже сегодня уступает годовому обороту первой двадцатки мировых компаний. По данным экономистов, один только брэнд Кока-Кола стоит более пятидесяти миллиардов долларов. Вы отдаете себе отчет, о каком порядке денег мы говорим? Не стоимость их разливочных заводов или всевозможной собственности, а лишь узнаваемое во всех частях планеты название! Второй по узнаваемости брэнд, Мальборо, стоит "всего лишь" чуть больше тридцати миллиардов долларов. А такой монстр промышленности, как General Electric, имеет интересы не только в профильном производстве, но и в СМИ — этой американской компании принадлежит большой пакет акций NBC. Не надо говорить, что при желании они могут влиять на желания и вкусы людей. Точно также другие крупные информационные конгломераты, типа CNN или BBC могут, при желании, сформировать любое общественное мнение.

Важнейшей составляющей глобализации является стирание границ как физических, так и умственных. Например, единая Европа уже сегодня предоставляет гражданам возможность получить образование в одной стране, проработать всю жизнь в другой или других, а на пенсию переселиться куда-нибудь на побережье Средиземного моря. Процесс этот уже не остановить. Точно также, как нельзя остановить унификацию законов, тарифов, норм и нормативов — всего того, без чего быстрое развитие глобализации невозможно. Границ внутри Европейского Сообщества уже не существует. И, при этом, стираются границы внутри "умственного блока" людей. Образование приводится к общим категориям и канонам. В обиходе для всех все больше и больше используется английский как единый язык бизнес-пространства. Постепенно исчезают языки малых наций и народов, потому что они остаются невостребованными. Да, конечно, националистические настроения до сих пор сильны: возьмите, например, случаи со Страной Басков или Каталонией в Испании или вечно ругающимися Фландрией и Валлонией в Бельгии. Но неизбежное стремительно врывается в жизнь — вхождение крупных американских и английских компаний в европейскую жизнь, а также необходимость в универсальном языке общения заставляют всех изучать английский. Даже если это и не очень нравится французам, у которых на все есть свое особое мнение. Однако, при этом, Макдональдсов у них от этого не меньше.

Глобализации позарез необходимо единое пространство во всем: в законах, налогах, миграции рабочей силы. И потому по всей планете идет поиск новых форм создания рабочей массы и контроля над ней. Точнее, контроля над всем обществом потребления, чтобы знать все обо всех. В конце концов, в охоте за потребительским поведением и вкусом можно создать стройную систему контроля над обществом в целом.

Посудите сами, через всевозможные дисконтные карты и бонусы люди или компании, у которых будет доступ к базе данных, могут контролировать все ваши вкусы: что вы читаете или выписываете, какие каналы или программы смотрите, какие фильмы предпочитаете, куда и с какой частотой летаете, какую еду предпочитаете. Через кредитные карты о вас узнают все другое — когда, и где, и что вы купили, где отдыхаете, с какой частотой бываете в отпуске, где живете и где работаете. Короче, все люди на планете станут "прозрачными" в своей жизни. А всевозможные камеры слежения "в целях безопасности" станут следить за вами 24 часа в сутки. Вы скажете, что до этого далеко? Только в одном центре Лондона сегодня уже установлено более 18000 видеокамер! Американская программа "Эшелон", созданная ЦРУ, пишет весь траффик Интернета, проходящий через американские серверы (Yahoo, Gmail, AOL, Hotmail и т.д.). Конечно, это оправдывается тезисами о борьбе с международным терроризмом.

С другой стороны, глобализация, как это показал случай с Wikileaks, дает уникальную возможность донести мысли, будь то новости, литература, публицистика или просто собственное мнение одновременно до тысяч людей. А то и до миллионов. Такое положение вещей уникально — никогда в истории человечество не развивалось настолько бурно, и никогда окружающая жизнь не менялась так быстро, как сейчас. Информационный бум, спровоцировавший суперскорость технологической революции, заметно опережает нынешнюю способность людей к быстрой адаптации. Порой, мы просто не успеваем за скоростью, которую нам определяет торопящееся общество. Человеческие чувства и эмоции уходят куда-то на второй план, потому что в этой гонке нам не до них. Мы все время боимся куда-то опоздать, что-то не успеть, кого-то не увидеть. Иногда, в какие-то особые моменты, наше "я" просыпается и начинает задавать вопросы, связанные с внутренним эго и с чувствами, которые нас покидают в хаосе окружающей жизни. И именно в эти моменты мы вспоминаем, что не хотим превратиться в роботов, и что жизнь, по сути, создана для нас. Ведь жизнь — это ловушка, где мы все ищем собственное счастье в ее лабиринтах. Кто-то его находит благодаря нити Андромеды, а кто-то нет. И я, честно говоря, боюсь стать одним из новых людей глобального мира: с выданной мне идентификацией, зарезервированным ИНН, банковской кредитной историей и набором дисконтных карт от всех "мега" и "макси" компаний. Я хочу просто жить и любить, чувствовать и ощущать, мечтать и анализировать. Мне не хочется суррогатных новостей, набора обязательных продуктов и услуг от самых глобальных компаний мира или фильмов под вкусы среднестатичного потребителя. Я хочу видеть Россию самобытной и инициативной, изобретательной и остроумной, интересной и необычной. Я хочу ощущать себя свободным от насаждаемых вкусов и видеть вокруг меня образованных людей, которые сознательно решают, куда двигаться и к чему всем нам надо стремиться. Потому, что мы — великая и неординарная страна. И еще потому, что в душе верим в ее будущее.



 
 




Яндекс.Метрика
      © Вест-Консалтинг 2008-2022 г.